ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 29 июня 2005 г. N 0100/4938-05-32
О полномочиях общественных объединений
потребителей
В связи с большим количеством обращений о
полномочиях общественных объединений потребителей по защите прав потребителей Роспотребнадзор разъясняет.
Статья 45 Закона Российской Федерации "О
защите прав потребителей" (далее - Закон) определяет права общественных
объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) в области защиты прав
потребителей.
Так, общественные объединения потребителей (их
ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
участвовать в разработке обязательных требований
к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты
прав потребителей;
проводить независимую экспертизу
качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия
потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами
(изготовителями, исполнителями) информации о них;
проверять соблюдение прав
потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания
потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и
направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы
государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о
выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении
экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
распространять информацию о правах потребителей и
о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных
исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая
будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей.
Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами)
результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не
являются рекламой;
вносить в федеральные органы исполнительной
власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров
(работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров
(выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров
(работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством
Российской Федерации о техническом регулировании
обязательным требованиям;
вносить в органы прокуратуры и федеральные органы
исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц,
осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание
услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а
также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации;
обращаться в органы прокуратуры с просьбами
принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов
исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и
иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным
правовым актам Российской Федерации;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав
потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей,
неопределенного круга потребителей).
Необходимо отметить, что отдельные общественные
организации по защите прав потребителей в качестве единственного и
приоритетного направления своей деятельности определяют контрольные функции,
организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся к их
компетенции, превратно истолковывая при этом принципы общественного
(негосударственного) контроля, положенные в основу ст. 45 Закона.
Подобные факты дискредитируют общественное
движение потребителей и не способствуют ни росту его авторитета, ни
взаимопониманию с предпринимательским корпусом.
По мнению Роспотребнадзора,
основными ошибками при проведении проверочных мероприятий представителями
общественных объединений потребителей следует считать:
требования о предъявлении субъектами
предпринимательской деятельности трудовых договоров с работниками и их
медицинских книжек;
проверку соблюдения санитарных правил и норм;
проверку наличия документов об образовании
торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора;
проверку правильности применения контрольно-кассовых
машин;
проверку наличия и порядка ведения журнала учета
мероприятий по контролю, предусмотренного ст. 9 Федерального закона от
08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)",
субъектами которого общественные организации не являются, и прочие.
Необходимо отметить, что п. 2 ст.
45 Закона, предусматривающий возможность проверки соблюдения прав потребителей
и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также
составление актов о выявленных нарушениях прав потребителей, сводит
соответствующее право общественных объединений потребителей (их ассоциаций,
союзов) к выявлению именно нарушений прав потребителей, т.е. к установлению
фактов, свидетельствующих исключительно о несоблюдении императивных норм
потребительского законодательства, устанавливающих эти
права.
Таким образом, в соответствии с Законом
Российской Федерации "О защите прав потребителей" общественные
объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль
соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер
общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). Действенной
мерой является разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских
структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в
составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое
информирование населения через СМИ о правах потребителей.
Территориальным управлениям Роспотребнадзора необходимо вырабатывать наиболее
эффективные формы и направления взаимодействия с общественными объединениями
потребителей по формированию и реализации национальной политики в области
защиты прав потребителей, что среди прочего может находить свое практическое
выражение в работе координационных советов по защите прав потребителей в
субъектах Российской Федерации и в региональных программах по защите прав
потребителей.
Территориальным управлениям Роспотребнадзора
следует продолжить работу по обеспечению действенного взаимодействия с
общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами),
зарегистрированными в установленном порядке на территории соответствующего
региона.
По итогам работы с общественными объединениями
потребителей за III квартал 2005 года следует в срок до 01.10.2005 представить
в Роспотребнадзор обобщенную информацию по данному
вопросу (в том числе на электронном носителе информации).
Заместитель
руководителя
Л.П.ГУЛЬЧЕНКО