МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 8 мая 2007 г. N 0100/4714-07-32
О работе органов Роспотребнадзора
в связи с принятием федерального закона
"О розничных рынках и о внесении изменений
в трудовой кодекс Российской Федерации"
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека в дополнение к письму от 26.04.2007 N
0100/4346-07-32 информирует.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального
закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в
Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон), вступившего в силу
с 11.04.2007, "организация розничного рынка, организация и осуществление
деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном
рынке подлежат приведению в соответствие с положениями настоящего Федерального
закона не позднее шестидесяти дней со дня его вступления в силу".
В этой связи лица, желающие заниматься
организацией торговли на рынках, обязаны в течение 60 дней привести свою
деятельность в соответствие с требованиями Закона, что означает необходимость
получения ими разрешения на право организации рынка при наличии соответствующего
права (собственности, аренды) на объект или объекты недвижимости, расположенные
на территории, в пределах которой предполагается организация рынка.
В соответствии со статьей 4 Закона рынок
организуется согласно плану, утвержденному органом государственной власти
субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными,
градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки
и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории
муниципального образования, а также с учетом потребностей в рынках того или
иного типа.
Рынок может быть организован юридическим лицом,
которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на
территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании
разрешения, выданного органом местного самоуправления муниципального
образования, при этом, в соответствии со статьей 7 Закона, в предоставлении
разрешения заявителю может быть отказано при отсутствии права на объекты
недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать
рынок, при несоответствии места расположения этих объектов и типа рынка
утвержденному плану, а также в случае подачи документов, содержащих
недостоверные сведения либо поданных с нарушением установленных требований.
Юридическое лицо, получившее разрешение на право
организации рынка, признается управляющей рынком компанией.
Таким образом, на этапах утверждения плана
размещения рынков на территории субъекта Российской Федерации и получения
юридическим лицом разрешения на право организации рынка Законом не
предусмотрено получения согласования со стороны органов Роспотребнадзора.
Однако необходимо иметь в виду, что вопросы
соблюдения требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при
размещении, строительстве и эксплуатации объектов, в том числе розничных
рынков, регламентируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в соответствии с
которым (статья 11) "Индивидуальные предприниматели и юридические лица в
соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования
санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и
санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный
санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц".
Статьей 12 данного Закона установлено, что при
разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального
планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов
планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении
вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и
сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон,
выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании,
строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении,
консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и
сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной
инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные
правила.
В случае выявления нарушения санитарного
законодательства должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека должны приниматься в
установленном законом порядке меры.
Учитывая изложенное, на этапах утверждения плана
размещения рынков на территории субъекта Российской Федерации и получения
юридическим лицом разрешения на право организации рынка управлениям
Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации необходимо, руководствуясь
статьями 50 и 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ:
- проанализировать материалы, полученные в ходе
проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора за розничными
рынками, с учетом их возможного негативного влияния на условия проживания
населения, состояние окружающей человека среды, водоснабжение, канализацию,
очистку территории, дать предписания об устранении выявленных нарушений или в
случае невозможности устранения принять в установленном законом порядке меры по
приостановлению их эксплуатации;
- внести в органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного самоуправления предложения по улучшению
санитарно-эпидемиологической обстановки на розничных рынках с указанием мер,
которые необходимо принять для обеспечения выполнения требований санитарного
законодательства при организации их работы, либо о прекращении эксплуатации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона
от 30.12.2006 N 271-ФЗ управляющая рынком компания должна осуществлять его
своевременную уборку и благоустройство, проводить санитарно-гигиенические и
дезинфекционные мероприятия, обеспечивать энерго-, тепло- и водоснабжение, а
также надлежащие условия для приемки, хранения, продажи товаров. Кроме того, в
соответствии со статьей 15 торговые места размещаются на основе схемы, которая
разрабатывается и утверждается управляющей рынком компанией по согласованию с
органами, уполномоченными на осуществление контроля, в том числе, и органами по
контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения и защиты прав потребителей.
При согласовании схем размещения торговых мест,
разработанных управляющими компаниями, следует обращать внимание на выполнение
требований санитарного законодательства в части обеспечения гигиенических
требований, предъявляемых к санитарно-защитной зоне, содержанию функционального
зонирования территорий, к привязке систем коммуникаций, условиям приема,
хранения и реализации пищевых продуктов и продовольственного сырья, а также
условиям труда работающего персонала.
Одновременно необходимо иметь в виду, что
планировка, перепланировка и застройка рынка, реконструкция и модернизация
зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений, проводимая
управляющей кампанией в соответствии со статьей 11 того же Закона, должна
обеспечить при работе рынка выполнение требований законодательства Российской
Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения (статья 13).
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО