МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 19 апреля 2006 г. N 0100/4510-06-32
О принятии мер, направленных
на прекращение реализации алкогольной продукции,
не соответствующей установленным требованиям, в
целях
обеспечения прав потребителей на качество
и безопасность приобретаемых товаров
В настоящее время территориальными
управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по субъектам Российской Федерации во исполнение
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 15.03.2006 N 6 "Об усилении надзора за оборотом алкогольной продукции"
и в соответствии с указаниями, содержащимися в письмах Роспотребнадзора
от 22.03.2006 N 0100/3167-06-32, от 25.03.2006 N 0100/3267-06-23, от 04.04.2006 N 0100/3835-06-23
и от 09.04.2006 N 0100/4023-06-23 проводятся мероприятия по контролю,
направленные на проверку соблюдения хозяйствующими субъектами, осуществляющими
оборот на территории Российской Федерации алкогольной продукции,
соответствующих требований санитарного законодательства и законодательства о
защите прав потребителей.
Целью указанных мероприятий является
обеспечение реализации гарантированных государством прав потребителей на
приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для их жизни и здоровья,
а также защита потребительского рынка от некачественной, опасной и
фальсифицированной продукции за счет контроля соблюдения индивидуальными
предпринимателями и юридическими лицами в соответствующей части обязательных
требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закона Российской
Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей",
Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности
пищевых продуктов" и Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В этой связи продолжает вызывать озабоченность
неснижаемый объем выявляемого несоответствия алкогольной
продукции производства Республики Молдова и Республики Грузия установленным
физико-химическим и органолептическим показателям (заявленному содержанию
этилового спирта, остаточного сахара, титруемой кислотности, общему содержанию
сернистой кислоты и др.), что среди прочего свидетельствует о несоблюдении
продавцами требований п. 5 ст. 4 Закона РФ "О защите прав
потребителей", закрепляющего на этот счет соответствующую императивную
норму, а импортерами - положений п. 3 ст. 13 ФЗ "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции", определяющего, что качество ввозимой на
таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции должно быть не
ниже совокупности ее соответствующих характеристик, предусмотренных
государственными стандартами, техническими условиями в области производства и
оборота алкогольной продукции.
Помимо этого во многих случаях
проверяемая продукция не может быть надлежащим образом идентифицирована, что в
конечном итоге свидетельствует о введении потребителей в заблуждение об
истинных потребительских свойствах алкогольных напитков и наряду с выявляемыми
нарушениями установленных законодательством требований к информации не
обеспечивает возможности их правильного выбора (п. 1 ст. 10 Закона РФ "О
защите прав потребителей") и пригодность для целей, для которых товар такого рода обычно
используется (п. 2 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Особую тревогу вызывает тот факт,
что в значительной доле исследованных образцов продукции, ввезенной из
Республики Молдова и Республики Грузия и произведенной на территории этих
государств, были обнаружены пестициды (ДДТ, алдрин, гептахлор, гексахлорциклогексан),
относящиеся к группе так называемых стойких органических загрязнений (СОЗ),
которые запрещены к применению соответствующей Стокгольмской конвенцией о СОЗ
(Стокгольм, 22 мая 2001 г.),
вступившей в силу 17 мая 2004 года, по причине их способности накапливаться в организме человека,
нарушать его репродуктивную и гормональную системы, приводить к генетическим
мутациям и врожденным дефектам, а также к снижению иммунного статуса.
Так, только по данным территориального управления
Роспотребнадзора по городу Москве (за период с
23.03.2006 по 18.04.2006) его специалистами было отобрано и направлено для
лабораторных исследований в ИЛЦ ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в
городе Москве и его филиалы в административных округах более 1100 образцов
алкогольной продукции. Из 901 исследованного образца (вина различных
наименований) в 473 (52,7%) отмечено несоответствие гигиеническим нормативам.
При этом алкогольной продукции производства Республики Грузия было исследовано
280 образцов, из которых неудовлетворительными были признаны 172 (61%), причем
30 из них содержали пестициды.
В отношении вин и виноматериалов производства
Республики Молдова за тот же период было исследовано 433 образца продукции, из
которых 214 (50,3%) оказались не соответствующими установленным требованиям, а
60 (или 26,3% от общего количества неудовлетворительных результатов) -
содержали пестициды.
В результате, по материалам
контрольных (надзорных) мероприятий и лабораторных исследований были оформлены
118 санитарно-эпидемиологических заключений о несоответствии алкогольной
продукции производства Республик Молдова и Грузия санитарным нормам и правилам,
приостановлен ввоз в Москву 60 тыс. дал виноматериалов из Республики Молдова и
реализация 1345871 литра алкогольной продукции (производства Республики Молдова
- 67143,7 л,
производства Республики Грузия - 54829 л) в предприятиях оптовой и розничной торговли в связи с
непредставлением санитарно-эпидемиологических заключений и сопроводительных
документов на продукцию, а также реализацией продукции с нарушением
установленных требований к маркировке.
По сведениям территориального управления Роспотребнадзора по Свердловской области из 54 образцов
алкогольной продукции производства Республики Молдова 23, или 42,6%, по результатам
соответствующих лабораторных исследований не соответствовали установленным
гигиеническим нормативам (по продукции Республики Грузия - каждая вторая
проба).
В Курганской области удельный вес отрицательных
проб составил: 45% - по молдавской алкогольной продукции и 31,6% - по
грузинской. В Пермском крае - 37,4% и 35,1% соответственно.
В Калининградской области при среднем показателе
неудовлетворительных лабораторных исследований отбираемых образцов алкогольной
продукции 18,5%, в отношении продукции Республики Грузия он оказался равным 55%
(при этом по коньяку он достиг абсолютной забраковки,
т.е. 100%).
В Амурской области тот же средний показатель,
равный 28,6%, по вину грузинского производства был превышен более чем на 10%,
составив 39%.
В целом же по Российской Федерации
за период с 15 марта по 15 апреля 2006 г. 13403 партии алкогольной продукции
территориальными управлениями Роспотребнадзора были
признаны не соответствующими установленным требованиям, из которых 74% пришлось
на долю алкогольной продукции производства Республики Молдова (вино - 9540
партий, коньяк - 291 партия) и 21% на долю продукции Республики Грузия (вино -
2947 партий, коньяк - 149 партий). При этом по молдавскому
коньяку из 160 исследованных проб не соответствовали нормативным требованиям 43
пробы (26,9%), по грузинскому - 16 (19,5%) из 82.
При этом так или иначе
территориальными управлениями Роспотребнадзора
отмечаются многочисленные случаи реализации указанной продукции без
сопроводительной документации, а также факты непредставления копий справок к
грузовой таможенной декларации и продажи алкогольных напитков с нарушением
установленных требований к ее маркировке, что свидетельствует о несоблюдении
хозяйствующими субъектами соответствующих положений ст. ст. 10.2 и 16 ФЗ "О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции", Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2006
N 80 и Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872.
Кроме того, следует отметить, что факты
ненадлежащего качества винодельческой продукции производства Республики Молдова
и Республики Грузия отмечаются не только территориальными управлениями и
учреждениями Роспотребнадзора, но и соответствующими
уполномоченными организациями Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии.
Так, по сведениям Орехово-Зуевского филиала ФГУ
"Менделеевский ЦСМ", проводившего соответствующие исследования на
основе аттестованного в установленном порядке метода по выявлению синтетических
красителей в винах, указанные красители (в частности, Е-124, Е-122) в
грузинских и молдавских винах присутствуют в 40% случаев (в концентрации от 10
до 130 мг/л).
Между тем, как уже неоднократно отмечалось Роспотребнадзором ранее, согласно положению, закрепленному
п. 2 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей", продавец,
осуществляющий продажу товаров по договору розничной купли-продажи, обязан
передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода
обычно используется. При этом потребитель имеет право на то,
чтобы алкогольная продукция, как и любой другой товар, при обычных условиях ее
использования была безопасна для его жизни и здоровья (п. 1 ст. 7 Закона РФ
"О защите прав потребителей"), отвечая при этом обычно предъявляемым
к пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических
показателей, и соответствовала установленным нормативными документами
требованиям к допустимому содержанию химических (в том числе
радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других
представляющих опасность биологических организмов (п. 1 ст. 15 ФЗ "О
качестве и безопасности пищевых продуктов").
В этой связи очевидно,
что нахождение в обороте и на потребительском рынке алкогольной продукции
производства Республики Молдова и Республики Грузия, не соответствующей не
только нормативным и законодательно закрепленным, но и обычно предъявляемым
требованиям, не обеспечивает соответствующее санитарно-эпидемиологическое
благополучие населения, является нарушением установленных законом прав
потребителей и представляет опасность для здоровья нынешнего и будущих
поколений.
С учетом изложенного и
рассматривая государственный контроль за качеством и безопасностью алкогольной
продукции как важнейший элемент государственного регулирования в области ее
оборота, направленного на защиту экономических интересов Российской Федерации и
обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, руководствуясь п. 1 ст. 51
Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения", ст. ст. 23, 25 Федерального закона от 22.11.1995
N 171-ФЗ "О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции" предлагаю всем хозяйствующим субъектам,
осуществляющим оборот алкогольной продукции производства Республики Молдова и
Республики Грузия, т.е. закупку (импорт), поставку, хранение и розничную
реализацию, принять меры, направленные на прекращение ее реализации и изъятие
из оборота.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО