МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В
СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ
ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 30 января 2007 г. N 0100/820-07-23
Об исполнении постановления
правительства Российской Федерации
от 15.12.2006 N 770
(с изм., внесенными письмом
Роспотребнадзора
от 06.03.2007 N 0100/2284-07-32)
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 15.12.2006 N 770 были внесены изменения в Правила
продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства
Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, предусматривающие изложение в новой
редакции абзаца четвертого пункта 136 указанных Правил, вступающие в силу с 1
февраля 2007 года.
В соответствии с этими
изменениями, начиная с указанного срока не допускается
розничная продажа алкогольной продукции, "если на потребительской таре
единицы продукции отсутствует предупреждающая надпись о вреде чрезмерного
употребления алкогольной продукции для здоровья человека, а также информация о
противопоказаниях к ее употреблению, содержание которой устанавливает
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации".
Текст такой надписи был утвержден
Приказом Минздравсоцразвития России от 19.01.2007 N 49 "Об утверждении предупреждающей
Надписи на потребительской таре единицы алкогольной продукции о
противопоказаниях к употреблению алкогольной продукции", вступающим в силу
также с 1 февраля 2007 года.
При этом следует отметить, что
само по себе требование об указании противопоказаний к применению алкогольной
продукции в числе другой обязательной информации о ней в настоящее время
закреплено пунктом 138 тех же Правил продажи отдельных видов товаров, а до
этого содержалось в пункте 6 Правил продажи алкогольной
продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
19.08.1996 N 987 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации
от 16.11.1996 N 1364, от 14.07.1997 N 867, от 13.10.1999 N 1150, от 02.11.2000
N 840), утратившим силу согласно пункту 2 Постановления Правительства
Российской Федерации от 08.02.2006 N 80 "О внесении изменений в
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55 и признании утратившими
силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам розничной
продажи алкогольной продукции".
Таким образом,
вышеназванным Приказом Минздравсоцразвития России, утвердившим содержание
информации о противопоказаниях к применению алкогольной продукции, было должным
образом лишь формализовано императивное требование о ее как таковом безусловном
предоставлении, первоначально введенное Постановлением Правительства Российской
Федерации от 13.10.1999 N 1150 "О внесении изменений и дополнений в
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 N 987".
Между тем
следует иметь в виду, что правовые основы производства и оборота алкогольной
продукции в Российской Федерации, включая ее розничную продажу, в первую
очередь определяет Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в редакции Федеральных законов
от 07.01.1999 N 18-ФЗ, от 29.12.2001 N 186-ФЗ, от 24.07.2002 N 109-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.07.2005 N 102-ФЗ
(ред. 31.12.2005), от 26.07.2006 N 134-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от
29.12.2006 N 248-ФЗ), статья 16 которого закрепляет исчерпывающий перечень
ограничений на розничную продажу алкогольной продукции, а статья 26 -
ограничения на оборот алкогольной продукции в целом. При этом пункт 1
статьи 25 того же Федерального закона закрепляет исчерпывающий перечень
оснований для изъятия и конфискации этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции из незаконного оборота, к числу которых относятся
только случаи ее реализации:
"без соответствующих
лицензий;
без сертификатов соответствия;
без маркировки в соответствии со
статьей 12 настоящего Федерального закона, за исключением оборота этилового
спирта и спиртосодержащей продукции, а также случаев, предусмотренных законом,
либо с маркировкой поддельными марками;
без соответствия государственным
стандартам и техническим условиям;
без фиксации и передачи информации
об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную
информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1
статьи 8 настоящего Федерального закона;
с содержанием в своем составе
этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего
денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции;
как бесхозяйное имущество;
без документов, подтверждающих
легальность производства и оборота такой продукции".
С учетом
вышеизложенного, в ходе проверки соблюдения хозяйствующими субъектами правил
розничной продажи алкогольной продукции, необходимо, начиная с 1 февраля 2007
года, среди прочего осуществлять контроль и надзор за ходом исполнения
положений Постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2006 N 770
в части наличия на потребительской таре каждой единицы реализуемой алкогольной
продукции предупредительной надписи утвержденного Минздравсоцразвития России
содержания (взамен соответствующих надписей на тот же счет,
используемых в настоящее время), имея в виду, что только полное отсутствие
информации о противопоказаниях к применению алкогольной продукции может служить
основанием для применения к указанным субъектам соответствующих мер
административной ответственности. При этом факт наличия на
потребительской таре информации о противопоказаниях к ее применению иного
содержания в любом случае (вплоть до полного перехода к единообразному
тексту предупредительной надписи) не должен служить основанием для изъятия
алкогольной продукции из оборота.
Руководитель
Федеральной службы
по надзору в сфере
защиты прав потребителей
и благополучия человека,
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО