МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В
СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ
ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 6 февраля 2008 г. N 01/682-8-32
О постановлении пленума верховного
суда Российской Федерации
В связи с
изданием Пленумом Верховного Суда Российской Федерации Постановлений от 27
декабря 2007 г. N 52 "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации
уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях", а
также от 27 декабря 2007 г. N 51 "О судебной практике по делам о
мошенничестве, присвоении и растрате" Федеральная служба по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает
следующее.
С учетом
требований пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных
свобод, являющейся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации
составной частью правовой системы Российской Федерации, а также положений
подпункта "с" пункта 3 статьи 14 Международного пакта о гражданских и
политических правах дела об административных правонарушениях должны
рассматриваться без неоправданной задержки.
В условиях
постоянного роста числа дел об административных правонарушениях должностным
лицам Роспотребнадзора следует уделять особое
внимание соблюдению установленных Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее - Кодекс) сроков рассмотрения дел об
административных правонарушениях, а также надлежащим образом выяснять вопросы,
установленные статьей 29.1 Кодекса, с выполнением в полной мере всех
необходимых процессуальных действий, производимых на этой стадии процесса.
Исключить случаи ненадлежащего
извещения участников процесса о времени и месте рассмотрения дела об
административном правонарушении, необоснованного отложения дел либо отложения
дел без указания даты следующего рассмотрения или назначения даты рассмотрения
через значительный промежуток времени без достаточных на то оснований.
В целях своевременного разрешения
дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом
предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении
которого ведется производство по делу.
Исходя из положений частей 2 и 3
статьи 25.1 Кодекса, должностное лицо вправе рассмотреть дело об
административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении
следующих условий: у должностного лица имеются данные о надлежащем извещении
лица о времени и месте рассмотрения дела; по данному делу присутствие лица, в
отношении которого ведется производство по делу, не является
обязательным и не было признано должностным лицом обязательным; этим
лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое
ходатайство оставлено без удовлетворения.
Ходатайство
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном
правонарушении, об отложении рассмотрения дела разрешается должностным лицом
исходя из уважительности приведенных в нем доводов с точки зрения необходимости
соблюдения прав данного лица, предусмотренных частью 1 статьи 25.1 Кодекса, а
также возможности назначения даты следующего рассмотрения дела в пределах
установленных сроков и других обстоятельств конкретного дела.
Должностным лицам Роспотребнадзора надлежит соблюдать требования статьи 29.1
и части 1 статьи 29.4 Кодекса по каждому делу об административном
правонарушении.
Имея в виду, что
Кодексом допускается продление только пятнадцатидневного срока рассмотрения дел
при наличии названных в части 2 статьи 29.6 Кодекса оснований, а течение срока
давности привлечения к административной ответственности приостанавливается
исключительно в предусмотренном частью 5 статьи 4.5 Кодекса случае, подготовку
к рассмотрению дела необходимо начинать в возможно короткие сроки после
поступления должностному лицу протокола об административном правонарушении и
других материалов дела.
В том случае, когда Кодексом
установлены сроки совершения названных в определении должностного лица
процессуальных действий (например, направления истребованных должностным лицом
сведений или уведомления о невозможности представления таких сведений), в целях
своевременного выполнения соответствующих действий эти сроки необходимо
указывать в определении.
Управлениям Роспотребнадзора
по субъектам Российской Федерации и на железнодорожном транспорте не следует
оставлять без внимания факты несоблюдения установленных Кодексом сроков
выполнения указанных в определении должностного лица процессуальных действий,
особенно в тех случаях, когда эти нарушения привели к истечению срока давности
привлечения к административной ответственности до рассмотрения дела по
существу. Учитывая, что Кодексом не предусмотрена возможность вынесения
какого-либо процессуального документа, в котором могло быть обращено внимание
соответствующих организаций и должностных лиц на факты несвоевременного
совершения названных в определении должностного лица процессуальных действий,
на выявленные нарушения необходимо реагировать путем направления писем.
Также обращаем внимание на то, что
дела об административных правонарушениях подлежат рассмотрению в
пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным
рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других
материалов дела.
Исходя из статьи 29.6 Кодекса, при
наличии названных в части 2 этой статьи оснований возможно продление
пятнадцатидневного срока рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Положения части 2 названной статьи
не исключают возможности неоднократного продления срока рассмотрения дела об
административном правонарушении. Однако в этом случае общий период, на который
осуществляется продление, не должен превышать одного месяца, а срок
рассмотрения дела с учетом продления не может составлять более одного месяца и
пятнадцати дней со дня получения должностным лицом протокола об административном
правонарушении и других материалов дела.
Одновременно
сообщаем, в случаях хищения имущества органов и организаций Роспотребнадзора
или приобретения права на имущество органов и организаций Роспотребнадзора
путем обмана или злоупотребления доверием, органам и организациям Роспотребнадзора следует осуществлять защиту своих прав не
только способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской
Федерации, но и посредством обращений в правоохранительные органы Российской
Федерации с целью установления в противоправных действиях соответствующих лиц признаков
составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО