МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 сентября 2006 г. N 5350-Пр
Рекомендации по отнесению лиц, замещающих должности Федеральной
государственной гражданской службы, к категории "Обеспечивающие
специалисты"
В соответствии с поручением
Правительства Российской Федерации от 28 июля 2006 г. N МФ-П42-3567 и
закрепленной за Минздравсоцразвития России функцией
по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в
сфере государственной гражданской службы Минздравсоцразвития
России направляет рекомендации по отнесению лиц, замещающих должности
федеральной государственной гражданской службы, к категории
"обеспечивающие специалисты", введенной Федеральным законом от 27
июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе
Российской Федерации" и учрежденной Указом Президента Российской Федерации
от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной
государственной гражданской службы".
М.Ю.ЗУРАБОВ
Приложение
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОТНЕСЕНИЮ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ,
К КАТЕГОРИИ "ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ"
I. Основные положения и
понятия
В связи со вступлением в силу
Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном
содержании федеральных государственных гражданских служащих" (далее - Указ
о денежном содержании) с 1 августа 2006 года в полном объеме вступил в силу
Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О
Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (далее
- Указ о Реестре). В соответствии с пунктом 7 Указа о Реестре
руководителям федеральных государственных органов необходимо привести
наименования должностей федеральной государственной гражданской службы (далее -
должность гражданской службы) в федеральных государственных органах (далее -
государственный орган), а также нормативные правовые акты государственных
органов в соответствие с Указом о Реестре. В связи с этим руководителями
государственных органов должны быть проведены мероприятия по совершенствованию
организационной структуры и введены в действие новые штатные расписания.
В соответствии с положениями о государственных
органах структура и штатное расписание государственного органа утверждаются
руководителем государственного органа в пределах фонда оплаты труда и
численности федеральных государственных гражданских служащих (далее -
гражданские служащие), замещающих должности гражданской службы.
Статья 9 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N
79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
(далее - Федеральный закон) устанавливает классификацию должностей гражданской
службы. Должности гражданской службы подразделяются на
категории "руководители", "помощники (советники)",
"специалисты" и "обеспечивающие специалисты", а также
распределяются по пяти группам: "высшие", "главные",
ведущие", "старшие" и "младшие". При этом
должности категории "обеспечивающие специалисты" высшей группы
должностей не имеют. В соответствии с этим в штатных расписаниях
государственных органов потребуется провести разделение гражданских служащих,
замещающих должности гражданской службы, на две категории:
"специалисты" и "обеспечивающие специалисты".
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 9
Федерального закона "обеспечивающие специалисты" - должности,
учреждаемые для организационного, информационного, документационного,
финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности
федеральных государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
Изменение штатного расписания и введение
должностей категории "обеспечивающие специалисты" осуществляется на
основании нормативного правового акта государственного органа (приказа,
распоряжения) о проведении организационно-штатных мероприятий.
Должности категории "обеспечивающие
специалисты", вводимые штатным расписанием государственного органа, могут
предусматриваться как в рамках структурного подразделения государственного
органа (департамента или управления, либо иного), так и в рамках подразделения,
входящего в состав структурного подразделения государственного органа.
Например, в первом случае должность категории "обеспечивающие
специалисты" может предусматриваться для обеспечения деятельности приемной
руководителя структурного подразделения государственного органа, если это
предусмотрено должностным регламентом по данной должности, в другом случае
должность категории "обеспечивающие специалисты" может
предусматриваться в подразделении, входящем в состав структурного подразделения
государственного органа.
При формировании структуры государственного органа
целесообразно исходить из того, что оптимальное с точки зрения управленческой
эффективности количество должностей гражданской службы категории
"обеспечивающие специалисты", как правило, должно составлять до 10 -
15% общей численности гражданских служащих, замещающих должности гражданской
службы, введенные штатным расписанием государственного органа.
В части, касающейся федеральных
органов исполнительной власти, в соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1094 "О структуре центрального
аппарата федеральных органов исполнительных органов" штатная численность
департамента не может быть менее 35 единиц, управления - менее 20 единиц,
отдела - менее 10 единиц, отдела в составе департамента (управления) - менее 5
единиц, а в структуру департамента и управления не могут входить менее 3
отделов.
II. Разъяснения по отнесению
должностей гражданской службы к категории
"обеспечивающие специалисты"
Должности гражданской службы в структурных
подразделениях государственного органа, по которым предусмотрены обязанности по
приему и регистрации документов, учетно-справочная работа, связанная с
документоведением и документационным обеспечением, бухгалтерией, а также обязанности
по обеспечению деятельности приемной руководителя федерального государственного
органа или руководителя структурного подразделения, должны преимущественно
относиться к категории "обеспечивающие специалисты".
Учитывая, что отдельными
структурными подразделениями государственного органа осуществляются как функции
организационного, информационного, документационного, финансово-экономического,
хозяйственного обеспечения деятельности федерального государственного органа,
так и иные функции (функции по выработке бюджетной политики, нормативному
правовому регулированию в установленной сфере деятельности и т.д.), в штатное
расписание структурного подразделения могут включаться как должности категории
"специалисты", так и должности категории "обеспечивающие специалисты".
В любом структурном подразделении наряду с
должностями категории "специалисты" могут быть предусмотрены одна или
несколько должностей категории "обеспечивающие специалисты".
Основанием для отнесения должности к указанной категории являются, прежде
всего, должностные обязанности и служебные функции, входящие в должностной
регламент.
В связи с этим при отнесении некоторых должностей
к категории "обеспечивающие специалисты" следует учитывать
функциональное содержание служебных обязанностей по должности гражданской
службы на основе должностного регламента и соответствующие требования,
предъявляемые законодательством Российской Федерации о государственной
гражданской службе к гражданским служащим в зависимости от категории и группы
должностей. При этом устанавливаемые в структуре государственного органа
должности следует относить к той или иной категории должностей с учетом
исключения факторов демотивации гражданских служащих,
замещающих должности гражданской службы, а также исходя из управленческой целесообразности,
которая определяется с учетом мнений руководителей структурных подразделений и
руководителя государственного органа.
Например, по главной группе должностей:
- разработка проектов организационных решений,
связанных с реализацией задач подразделения, предложений по совершенствованию
технологических процессов;
- обеспечение руководителя структурного
подразделения или его заместителей необходимой информацией по рассматриваемым
вопросам;
- обеспечение выполнения служебных заданий,
соблюдения установленной технологии работ;
- участие в информационном обеспечении работы
согласительных, специальных и других комиссий;
- по поручению руководителя структурного
подразделения подготовка обзорных, аналитических и иных информационных
материалов и справок и т.д.
По ведущей группе должностей:
- ведение делопроизводства (получение,
регистрация, учет прохождения документов в подразделении и т.д.);
- организация работы службы делопроизводства;
- проведение экспертизы ценности документов;
- формирование и ведение автоматизированного
информационно-справочного банка данных;
- подготовка обзорных и иных информационных
материалов по вопросам, отнесенным к введению подразделения;
- подготовка отчетов,
организационно-распорядительной, информационно-аналитической, технической
документации;
- организационно-техническое обеспечение
мероприятий, проводимых подразделением;
- ведение Web-страницы структурного подразделения;
- техническое обеспечение деятельности
структурного подразделения (машинописные, копировальные работы, заполнение
заявок на канцтовары, пропусков, ведение табеля и т.д.);
- систематическое информирование руководителя
государственного органа, руководителей структурных подразделений и их
заместителей о состоянии исполнения документов и поручений.
По старшей группе должностей:
- организация работы службы делопроизводства;
- участие в ведении делопроизводства (получение,
регистрация, учет прохождения документов в подразделении и т.д.);
- техническое обеспечение деятельности
структурного подразделения (машинописные, копировальные работы, заполнение
заявок на канцтовары, пропусков, ведение табеля и т.д.);
- контроль за получением,
регистрацией, прохождением документов в подразделении;
- ведение автоматизированного
информационно-справочного банка данных;
- взаимодействие с организационными и
хозяйственными подразделениями для обеспечения четкой работы и т.д.
По младшей группе должностей:
- выполнение четко регламентированных
технологических процессов;
- техническое обеспечение деятельности
подразделения (машинописные, копировальные работы, заполнение заявок на
канцтовары) и т.д.
III. Процедуры назначения
на должность гражданской службы, освобождения
от замещаемой должности и увольнения
с гражданской службы
В нормативном правовом акте (приказе,
распоряжении) государственного органа должна быть указана обоснованная причина
проведения организационно-штатных мероприятий:
- сокращение должностей (например, в случае если
данная должность упразднена Указом о Реестре (отсутствует в нем) либо ее
наименование изменилось, руководителем государственного органа принято решение
об изменении структуры, штатного расписания государственного органа);
- изменение существенных условий служебного
контракта (например, в случае если данная должность присутствует в Указе о
Реестре и штатном расписании государственного органа, но изменились группа
и/или категория должностей, условия оплаты труда и др.).
При проведении указанных мероприятий необходимо
учитывать, что согласно пункту 12 Указа о Реестре переназначение лиц,
замещающих государственные должности федеральной государственной службы, на
должности федеральной государственной гражданской службы производится только в
случаях, если в указе о Реестре отсутствуют наименования замещаемых ими
должностей. Переназначение производится с учетом квалификационных требований к
должностям гражданской службы.
О сокращении должности или об изменении
существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть
уведомлен руководителем государственного органа в письменной форме не позднее чем за два месяца до введения соответствующих
организационно-штатных мероприятий.
Переназначение гражданского
служащего на должность категории "обеспечивающие специалисты"
производится путем направления руководителем государственного органа
официального уведомления гражданскому служащему с предложением должности,
имеющейся в штатном расписании, с учетом установленных квалификационных
требований и в соответствии с частью 7 статьи 71 Федерального закона и пунктом
11 Указа о денежном содержании, поскольку должность, замещаемая им ранее,
сокращена либо существенные условия служебного контракта изменены.
В случае согласия гражданского служащего, ранее
замещавшего должность, наименование которой упразднено в связи с введением
Указа о Реестре (отсутствует в нем), на замещение должности с иным
наименованием, производится его переназначение на должность гражданской службы.
В случае согласия гражданского служащего замещать
предложенную ему должность гражданской службы, гражданский служащий направляет
на имя руководителя государственного органа заявление о назначении его на
предложенную должность, после чего, в служебный контракт вносятся
соответствующие изменения. Служебный контракт при этом не перезаключается.
В случае несогласия с
предложенной для замещения должностью гражданской службы гражданский служащий
по истечении двух месяцев с момента предупреждения о сокращении
должности или об изменении существенных условий служебного контракта
освобождается от замещаемой должности, увольняется с гражданской службы и
служебный контракт с ним прекращается.
Принимая во внимание, что
упразднение наименований ряда должностей и введение новых наименований
должностей, входящих в категорию "обеспечивающие специалисты", не
связано с изменением существенных условий профессиональной деятельности гражданских
служащих, и, напротив, ранее выполняемые ими должностные обязанности и функции
сохранены, представляется, что в этом случае основанием для увольнения и
прекращения служебного контракта является сокращение должности, предусмотренное
пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона.
Если гражданский служащий не согласен на замещение
должности гражданской службы, руководитель государственного органа обязан
обеспечить предоставление ему государственных гарантий, предусмотренных
Федеральным законом, в том числе:
- предоставить с учетом его уровня квалификации,
профессионального образования и стажа возможность замещения иной должности
гражданской службы в том же или в другом государственном органе;
- направить гражданского служащего на
профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
В целях соблюдения основных и
дополнительных государственных гарантий гражданских служащих, установленных
законодательством Российской Федерации, при проведении организационно-штатных
мероприятий необходимо учитывать, что на основании пункта 1 части 1 статьи 7
Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном
пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральные государственные
служащие при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право
на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной
государственной службы в случае ликвидации федеральных органов государственной
власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также по
сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах
государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах,
образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными
законами.
При увольнении с гражданской службы в соответствии
со статьей 29 Федерального закона (изменение существенных условий служебного
контракта по инициативе руководителя государственного органа) гражданский
служащий права на пенсию за выслугу лет не имеет.
В связи с поступающими обращениями федеральных
государственных органов и в соответствии с Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321 Министерство здравоохранения и
социального развития Российской Федерации осуществляет разработку методических
рекомендаций по реализации Указа о Реестре в федеральном государственном
органе, которые будут направлены дополнительно.