Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 сентября 2006 г. N 8191
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПРИКАЗ
от 3 августа 2006 г. N 228
О мерах, направленных на повышение эффективности работы,
связанной с защитой прав потребителей в сфере долевого строительства жилья
В настоящее время вопросы, связанные с комплексным
решением проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной
сферы, обеспечивающей доступность жилья для граждан, а также безопасные и
комфортные условия проживания в нем, определены в качестве приоритетных
направлений государственной политики в жилищном секторе экономики.
В этой связи соответствующая
деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека и ее территориальных органов, связанная с практическим
применением комплекса ограничительных, предупредительных и профилактических
мер, призванных не допустить нарушений соответствующих прав граждан и ущемление
их законных интересов в сфере жилищного строительства, рассматривается Роспотребнадзором как один из важнейших элементов
государственных гарантий жилищных прав граждан Российской Федерации.
Между тем работа большинства территориальных
органов в указанном направлении все еще не носит системный характер и явно не
соответствует той социальной значимости проблем, которые имеют место быть в
данной области.
Об этом в первую очередь свидетельствует
информация, представленная самими управлениями, а также их низкая
исполнительская дисциплина в целом.
Так, с нарушением установленного срока, т.е. уже
после 15.07.2006, соответствующие сведения представили территориальные органы Роспотребнадзора по Республике Ингушетия, Республике
Карелия, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Коми, Республике Чувашия, Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия, Республике Северная
Осетия - Алания, по Приморскому краю, Белгородской, Брянской, Волгоградской,
Магаданской, Самарской, Псковской, Свердловской и Томской областям, по
Усть-Ордынскому Бурятскому, Ямало-Ненецкому, Ненецкому, Ханты-Мансийскому и
Эвенкийскому автономным округам.
При этом лишь отдельные управления Роспотребнадзора (по Республике Марий Эл, Ямало-Ненецкому
автономному округу, Вологодской, Воронежской, Нижегородской, Пензенской,
Свердловской областям) представили целостную информацию, позволяющую судить об
инициативном характере работы, связанной с обеспечением защиты прав
потребителей в рассматриваемой сфере правоотношений.
В результате, по сведениям территориальных органов
Роспотребнадзора, в 2005 году и первом полугодии 2006
года в целом по Российской Федерации в отношении хозяйствующих субъектов,
осуществляющих соответствующее привлечение денежных средств
граждан на строительство квартир в многоквартирных жилых домах, было
проведено 196 мероприятий по контролю. Однако при этом во
многих субъектах Российской Федерации, включая города Москву и Санкт-Петербург,
Республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Ингушетия, Калмыкия, Мордовия, Саха
(Якутия), Тыва и Хакасия, Алтайский, Приморский и Хабаровский края, Амурскую,
Архангельскую, Астраханскую, Владимирскую, Ивановскую, Иркутскую,
Калининградскую, Камчатскую, Костромскую, Курскую, Новгородскую, Орловскую,
Омскую, Псковскую, Саратовскую, Сахалинскую, Смоленскую, Томскую, Ульяновскую и
Ярославскую области, а также в отдельных автономных округах подобные
мероприятия вообще не проводились.
По результатам проверок
территориальными органами Роспотребнадзора было
возбуждено лишь 86 дел об административных правонарушениях - по ч. 2 ст. 14.1,
ч. 1 ст. 14.4, ч. ч. 1, 2 ст. 14.8, ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295; 2003, N
27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст.
3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13; N 10, ст. 763; N 13, ст.
1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; 2006,
N 1, ст. 10; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N
19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3452), при этом
только в 21 случае в качестве субъектов административной ответственности в виде
штрафа выступали юридические лица (согласно информации, представленной
управлениями Роспотребнадзора по Республике
Башкортостан, по Краснодарскому краю, Калужской, Воронежской, Липецкой,
Московской и Свердловской областям).
За тот же период времени в
территориальные органы Роспотребнадзора по различным
аспектам защиты прав граждан в сфере долевого строительства жилья поступило 402
обращения, но только в 41 случае заявителям в рамках процессуальных требований
гражданского судопроизводства была оказана практическая помощь, связанная с
подготовкой и предъявлением соответствующего иска в суд (управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, Республике
Бурятия, Республике Коми, Ямало-Ненецкому автономному округу, Краснодарскому и Хабаровскому краям, Амурской, Нижегородской,
Оренбургской, Орловской, Пензенской, Смоленской, Тюменской и Кировской
областям). Лишь в 28 случаях территориальные органы
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека (по Республике Башкортостан, Ямало-Ненецкому автономному округу,
Амурской, Волгоградской, Вологодской, Мурманской, Нижегородской, Новосибирской,
Свердловской, Тюменской и Калининградской областям) вступали в судебные
процессы для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей, что
свидетельствует о явно недостаточном использовании с их стороны соответствующих
полномочий, закрепленных статьей 47
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532). При этом
отмечается отсутствие наработанной практики судебной защиты потребителей в тех
регионах, где нарушение прав граждан в сфере жилищного строительства носит
наиболее массовый и систематический характер (г.
Москва, Московская область).
Все это, наряду с неоднозначной
в целом судебной практикой разрешения споров в рассматриваемой области,
основанной, в первую очередь, на различных подходах к определению правовой
природы соответствующих отношений с точки зрения предмета договора, значительно
подрывает веру населения в саму возможность добиться действенной и эффективной
защиты своих нарушенных прав за счет практической реализации законодательства о
защите прав потребителей, государственный контроль и надзор за соблюдением которого возложен на Федеральную службу, что
объективно требует принятия со стороны Роспотребнадзора
действенных мер, направленных на достижение качественно нового уровня соответствующей
работы.
На основании изложенного и руководствуясь п. 9.7
Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.06.2004 N 322 (Собрание законодательства Российской Федерации,
2004, N 28, ст. 2899; 2006, N 22, ст. 2337), приказываю:
1. Управлениям Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по
субъектам Российской Федерации, руководствуясь положениями, закрепленными п. 9
ст. 4 и п. 1 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии
в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации",
в редакции Федерального закона от 18.07.2006 N 111-ФЗ
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 40; 2006, N 30,
ст. 3287), активизировать в пределах компетенции работу по применению
предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ограничительного,
предупредительного и профилактического характера, направленных на
предупреждение, выявление и пресечение нарушений прав потребителей в сфере
строительства многоквартирных домов, в связи с чем:
1.1. Во втором полугодии 2006
года провести анализ договоров, заключенных организациями-застройщиками и (или)
иными хозяйствующими субъектами с гражданами, предметом которых является
строительство для них с последующей передачей в собственность жилых помещений,
предназначенных для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с
осуществлением предпринимательской деятельности, на предмет выявления в этих
договорах условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами,
установленными действующим законодательством, с последующим привлечением
виновных лиц к административной ответственности по ч.
2 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
1.2. Повысить эффективность работы, связанной с
судебной защитой прав потребителей, за счет более действенной реализации
соответствующих функций в рамках полномочий, закрепленных за государственными
органами статьями 46 и 47 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации;
1.3. Обеспечить, принимая во
внимание соответствующие положения п. 17 ст. 1 и ст. 3 Федерального закона от
18.07.2006 N 111-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов
недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации", необходимое взаимодействие по вопросам
защиты прав потребителей с контролирующими органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный
контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов;
1.4. Представить по итогам
работы за 2006 год в срок до 20 января 2007 года в ФГУЗ "Федеральный центр
гигиены и эпидемиологии" для последующего обобщения документированную
информацию (на электронном и бумажном носителе (согласно приложению)),
характеризующую результаты проделанной работы в указанной области (с
приложением (при наличии) копий направленных в суд заключений по делам и
принятых судебных постановлений).
2. Управлению защиты прав потребителей обеспечить
необходимое информационно-методическое сопровождение деятельности
территориальных органов Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации по реализации ими функций, связанных с защитой прав
потребителей в досудебном, административном и судебном порядке.
3. Территориальным органам Роспотребнадзора по г. Москве и Московской области в
месячный срок по согласованию с органами государственной исполнительной власти
г. Москвы и Московской области определить приоритетные направления работы,
связанной с обеспечением защиты прав граждан в сфере долевого строительства
жилья, после чего представлять в Роспотребнадзор
информацию, предусмотренную п. 1.3 настоящего Приказа, до 10 числа каждого
месяца.
4. ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и
эпидемиологии" обобщить информацию, предусмотренную п. 1.3 настоящего
Приказа, и представить ее в Роспотребнадзор в срок до
10 февраля 2007 года.
5. Контроль за
исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека Л.П. Гульченко.
Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО