МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 мая 2007 г. N 4292-ВС
Министерство здравоохранения и социального
развития Российской Федерации рассмотрело обращение (от 28.04.2007 N
3257/101-11) по вопросам реализации приоритетного национального проекта в сфере
здравоохранения в 2007 году, в части осуществления денежных выплат медицинским
работникам первичного звена здравоохранения, и сообщает.
I. По вопросу учета денежных выплат, установленных
врачам-терапевтам и врачам-педиатрам участковым, а также их медицинским сестрам
при исчислении среднего заработка, информируем, что в соответствии со статьей
139 Трудового кодекса Российской Федерации для расчета средней заработной платы
учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые
у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Денежные выплаты медицинским работникам,
осуществляемые в рамках реализации Постановления Правительства Российской
Федерации от 28 декабря 2006 г. N 825 "О порядке финансового обеспечения в
2007 году расходов и учета средств на выполнение учреждениями здравоохранения
муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а
при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта
Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной
медицинской помощи" (далее - Постановление), осуществляются в рамках
трудовых отношений за выполнение дополнительных обязанностей в пределах
определенной работнику законодательством продолжительности рабочего времени,
являются надбавками стимулирующего характера, следовательно, входят в
заработную плату работника и должны учитываться при исчислении средней
заработной платы во всех случаях, предусмотренных законодательством.
Согласно п. 3 Постановления субвенции,
передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования на
финансовое обеспечение государственного задания, включают средства на
осуществление денежных выплат медицинским работникам с учетом коэффициентов, а
также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному
социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
Таким образом, объем средств, предусмотренный в
федеральном бюджете на осуществление указанных денежных выплат, не может
являться источником финансирования дополнительных расходов учреждений,
выполняющих государственное задание, в том числе выплат медицинским работникам,
находящимся в отпуске, в командировке и в других случаях, когда за ними
сохраняется средняя месячная заработная плата.
Вместе с тем Минздравсоцразвития России Приказом
от 26 января 2007 г. N 65 "Об утверждении Методических рекомендаций по
оформлению в 2007 году трудовых отношений между врачами-терапевтами
участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными
врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых,
медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими
сестрами врачей общей практики и учреждениями здравоохранения муниципальных
образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их
отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской
Федерации)" рекомендовал для расчета средней заработной платы учитывать
все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у
соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
С целью определения источников финансирования
расходов учреждений, выполняющих государственное задание по оказанию
дополнительной медицинской помощи, возникающих в связи с увеличением размера
средней месячной заработной платы работников Министерством здравоохранения и
социального развития Российской Федерации, совместно с Министерством финансов
Российской Федерации проводится работа по выработке согласованного решения.
До принятия соответствующего нормативного
правового акта финансирование дополнительных расходов, связанных с увеличением размера
средней заработной платы работника, должно осуществляться за счет средств,
формирующих фонд оплаты труда учреждения здравоохранения.
II. По вопросу участия медицинских работников
негосударственных и ведомственных учреждений здравоохранения, оказывающих
первичную медико-санитарную помощь, в выполнении государственного задания по
оказанию дополнительной медицинской помощи сообщаем, что Федеральным законом от
29 декабря 2006 г. N 243-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного
медицинского страхования на 2007 год" и Постановлением Правительства
Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 825 "О порядке финансового
обеспечения в 2007 году расходов и учета средств на выполнение учреждениями
здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную
медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями
здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по
оказанию дополнительной медицинской помощи" предусмотрено финансовое
обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской
помощи учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими
первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими
учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации).
Федеральным законом от 19 декабря 2006 года N
238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" и Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 874 "О порядке
направления в 2007 году средств федерального бюджета на финансовое обеспечение
государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи,
оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми,
врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми
врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими
сестрами врачей общей практики (семейных врачей) учреждений здравоохранения,
находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства и Российской
академии наук (при условии размещения в этих медицинских учреждениях
муниципального заказа на оказание первичной медико-санитарной помощи)"
предусмотрены денежные выплаты медицинским работникам учреждений
здравоохранения, находящихся в ведении ФМБА России и РАН.
Указанными нормативными правовыми актами установлен
исчерпывающий перечень учреждений здравоохранения и категорий медицинских
работников, участвующих в оказании дополнительной медицинской помощи в рамках
выполнения государственного задания в соответствии с Программой государственных
гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи,
не требующий разъяснений и уточнений.
В.И.СТАРОДУБОВ