МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 июля 2006 г. N 3736-РХ
Министерство здравоохранения и социального
развития Российской Федерации рассмотрело обращение по вопросам реализации
приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и сообщает.
По вопросу затрат на проведение дополнительной
диспансеризации одного работающего гражданина.
Дополнительная диспансеризация в 2006 году
проводится в отношении граждан в возрасте 35 - 55 лет, прежде всего за счет
средств обязательного медицинского страхования в соответствии с тарифами
территориальной программы обязательного медицинского страхования,
установленными в каждом субъекте Российской Федерации и, кроме того, за счет
средств, направляемых из фонда софинансирования в виде субсидий, которые
предоставляются ежемесячно Федеральным фондом обязательного медицинского
страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования,
исходя из численности работающих граждан, в отношении которых проводится
дополнительная диспансеризация, и норматива затрат на проведение дополнительной
диспансеризации одного работающего гражданина.
По мере прохождения дополнительной диспансеризации
на каждое посещение к врачам-специалистам заводится "Талон амбулаторного
пациента" (учетная форма N 025-12/у с отметками литерами "ДД",
утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004), посещения
учитываются в дневнике учета врачебных посещений в установленном порядке и
представляются к оплате в территориальный фонд обязательного медицинского
страхования.
Кроме того, по факту законченного случая
дополнительной диспансеризации, по мере представления учреждением
здравоохранения счетов, в порядке, установленном Федеральным фондом
обязательного медицинского страхования, производится оплата в размере норматива
затрат на проведение дополнительной диспансеризации, установленного Приказом
Минздравсоцразвития России от 22.03.2006 N 188 (зарегистрирован в Минюсте
России 23 марта, N 7614) "О порядке и объеме проведения дополнительной
диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных
учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры,
физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях".
Средства, полученные учреждениями здравоохранения
на проведение дополнительной диспансеризации, направляются ими на оплату труда
медицинских работников, участвующих в проведении дополнительной диспансеризации
работающих граждан (за исключением врачей-терапевтов участковых, врачей общей (семейной)
практики, медицинских сестер участковых врачей-терапевтов участковых,
медицинских сестер врачей общей (семейной) практики), и на приобретение
расходных материалов, необходимых для проведения дополнительной диспансеризации
работающих граждан.
По вопросу заключения договора между учреждением
здравоохранения, не имеющим лицензии на осуществление работ и услуг по оказанию
соответствующей медицинской помощи.
При отсутствии у учреждения здравоохранения,
обеспечивающего проведение дополнительной диспансеризации, лицензии на
осуществление работ и услуг по оказанию медицинской помощи по отдельным
специальностям, вопрос может быть урегулирован путем заключения
гражданско-правового договора между данным учреждением здравоохранения, с одной
стороны, и учреждением здравоохранения, имеющим лицензию на осуществление
данного вида медицинской деятельности о возмещении расходов, понесенных ею в
связи с проведением диспансеризации, за счет средств, перечисленных
территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
По вопросу включения федеральных и ведомственных
учреждений здравоохранения в перечень лечебно-профилактических учреждений,
оказывающих дополнительную медицинскую помощь в рамках государственного
задания.
С целью решения вопроса о включении федеральных и
ведомственных учреждений здравоохранения в перечень учреждений, реализующих
приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения Министерством
здравоохранения и социального развития Российской Федерации, подготовлен проект
Федерального закона "О внесении изменений в Федеральные законы "О
бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006
год" и "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации
на 2006 год".
Данным проектом предусматривается возможность
участия ведомственных медицинских организаций в выполнении государственного
задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, а также медицинской
помощи, оказанной женщинам в период беременности и родов, в случае отсутствия
на территории муниципального образования (городского округа) муниципальных
учреждений здравоохранения либо учреждений здравоохранения субъектов Российской
Федерации, при условии размещения в указанных ведомственных учреждениях
здравоохранения в установленном законодательством порядке муниципального
заказа.
При этом проектом Федерального закона "О
внесении изменений в Федеральные законы "О бюджете Федерального фонда
обязательного медицинского страхования на 2006 год" и "О бюджете
Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" предусматривается
распространение его действия на отношения, возникшие с 1 января 2006 года.
В настоящее время проект Федерального закона
находится на согласовании в Минфине России и Минэкономразвития России.
По вопросу учета денежных выплат медицинским работникам
при расчетах среднего заработка и источниках финансирования дополнительных
расходов, связанных с увеличением размера среднего заработка работника,
сообщаем.
Информационным письмом Минздравсоцразвития России
от 13.06.2006 N 187-МЗ разъяснило, что Федеральным законом от 22 декабря 2005
г. N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского
страхования на 2006 год" предусмотрено финансовое обеспечение
государственного задания в соответствии с Программой государственных гарантий оказания
гражданам бесплатной медицинской помощи на 2006 год на оказание учреждениями
здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную
медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями
здравоохранения субъекта Российской Федерации), дополнительной медицинской
помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами
участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) и их медицинскими
сестрами по тарифам, утверждаемым Фондом, которое является расходным обязательством
Российской Федерации на 2006 год.
Указанные выплаты (надбавки стимулирующего
характера) осуществляются в рамках трудовых отношений за выполнение
дополнительных обязанностей в пределах установленной работнику
законодательством продолжительности рабочего времени, следовательно, являются
частью заработной платы работника.
В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса
Российской Федерации их необходимо учитывать при исчислении средней заработной
платы для всех случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации
(отпуска, командировки, повышение квалификации и т.д.) в порядке, установленном
законодательством.
Финансирование дополнительных расходов учреждения,
связанных с увеличением размера среднего заработка работника, должно
осуществляться за счет средств, формирующих фонд оплаты труда, в том числе
средств соответствующих бюджетов и средств обязательного медицинского
страхования.
По вопросу осуществления денежных выплат
работникам скорой медицинской помощи.
Федеральным законом от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ
"О федеральном бюджете на 2006 год", Постановлением Правительства
Российской Федерации от 9 июня 2006 г. N 356 "О порядке предоставления в
2006 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на денежные выплаты
медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и
медсестрам скорой медицинской помощи" предусмотрены денежные выплаты
врачам, фельдшерам (акушеркам) и медсестрам скорой медицинской помощи
учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих скорую
медицинскую помощь.
Таким образом, в перечень медицинских работников
на получение указанных денежных выплат включены средние медицинские работники,
в том числе и занимающие должности фельдшера или медицинской сестры по приему
вызовов и передаче их выездным бригадам.
Денежные выплаты другим категориям работников
скорой медицинской помощи, в том числе главному врачу, его заместителям,
главной медицинской сестре (фельдшеру), санитарам, медицинскому статистику,
медицинскому регистратору стола справок, медицинскому дезинфектору,
сестре-хозяйке, фармацевтическому персоналу, водителям автомобилей скорой
медицинской помощи, указанным Постановлением не предусмотрены.
Вместе с тем в рамках реализации указанного
Постановления субъект Российской Федерации в установленном порядке должен
установить размеры, условия и порядок осуществления денежных выплат.
В этой связи органы государственной власти
субъектов Российской Федерации имеют возможность из средств местных бюджетов
субъекта Российской Федерации включить в перечень на получение денежных выплат
и других работников скорой медицинской помощи в соответствии с Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных
законов "О внесении изменений и дополнении в Федеральный закон "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", которым определено их право по повышению заработной платы
работникам учреждений здравоохранения, включая порядок установления и применения
доплат, надбавок и других стимулирующих выплат.
Р.А.ХАЛЬФИН