МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 февраля 2006 г. N 676-РХ
Об осуществлении денежных выплат
медицинским работникам в рамках реализации приоритетного
национального проекта в сфере здравоохранения
В рамках реализации
приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в соответствии с
Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 171-ФЗ "О бюджете Федерального
фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год", Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 851 "О порядке
финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году
учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии -
соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации),
государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи"
предусмотрено осуществление денежных выплат врачам-терапевтам участковым,
врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам),
медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, медицинским
сестрам участковым врачей-педиатров участковых, медицинским сестрам врачей
общей практики за оказание дополнительной медицинской помощи в рамках
выполнения государственного задания в соответствии с Программой
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи на 2006 год.
Отвечая на вопросы, возникающие при осуществлении
денежных выплат, Министерство здравоохранения и социального развития Российской
Федерации разъясняет:
1. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития
России от 30 декабря 2005 года N 816 "Об утверждении Методических
рекомендаций по оформлению в 2006 году трудовых отношений между врачами-терапевтами
участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными
врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров
участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики и учреждениями
здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную
медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями
здравоохранения субъекта Российской Федерации)" установлено, что дополнительное
соглашение об увеличении объема выполняемой работы в связи с выполнением
государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи
заключается с работником, занимающим штатную должность в полном объеме (не
менее одной ставки) и с соответствующей численностью обслуживаемого
прикрепленного населения.
Установленная соответствующая
численность обслуживаемого прикрепленного населения определена в 1700 человек
для терапевтических участков (Приказ Министерства здравоохранения СССР от 26
сентября 1978 года N 900 "О штатных нормативах медицинского,
фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных
больниц сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов
и поселков городского типа с населением до 25 тысяч человек, участковых
больниц, амбулаторий в сельской местности и
фельдшерско-акушерских пунктов", Приказ Министерства здравоохранения СССР
от 11 октября 1982 года N 999 "О штатных нормативах медицинского и
педагогического персонала городских поликлиник, расположенных в городах с
населением свыше 25 тысяч человек"), в 1500 человек для участков врачей
общей практики и в 1200 человек для участков семейных врачей (Приказ Минздрава
России от 21 марта 2003 года N 112 "О штатных
нормативах центра, отделения общей врачебной (семейной) практики"), в 800
человек для педиатрических участков (Приказ Минздрава России от 16 октября 2001
года N 371 "О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала
детских городских поликлиник (поликлинических отделений) в городах с населением
свыше 25 тысяч человек").
Вместе с тем Минздравсоцразвития России считает
возможным в исключительных случаях с соответствующим обоснованием разрешить
осуществление денежных выплат медицинским работникам, обслуживающим
малокомплектные терапевтические и педиатрические врачебные участки (ниже
установленных нормативов на 200 человек), в случае занятия ими штатной
должности в объеме не менее 1 ставки.
При этом руководителям органов управления
здравоохранением муниципальных образований рекомендуется в целях улучшения
качества и доступности медицинской помощи, ее профилактической направленности,
эффективного использования ресурсов здравоохранения провести оптимизацию сети
первичного звена здравоохранения в целях приведения в соответствие с функциями,
объемом и характером деятельности.
Предусмотреть, особенно в сельской местности,
организацию первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики
(семейного врача), а также рассчитывать штатные нормативы
амбулаторно-поликлинических учреждений с учетом возрастно-полового состава,
географических и иных особенностей территорий.
2. В соответствии с Федеральным
законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного
самоуправления при отсутствии на территории муниципального района (городского
округа) учреждений здравоохранения муниципального образования, а также
учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации, оказывающих первичную
медико-санитарную помощь, и наличии иных медицинских организаций (федеральных
учреждений здравоохранения, медицинских организаций независимо от ведомственной
принадлежности) могут реализовать свои полномочия через упомянутые организации,
посредством издания муниципального правового акта о формировании и размещении в
данных организациях муниципального заказа на основании муниципального
контракта, заключаемого в порядке, предусмотренном действующим
законодательством.
В этом случае медицинские работники указанных
медицинских учреждений могут участвовать в оказании дополнительной медицинской
помощи и соответственно получать установленную денежную выплату на основании
дополнительного соглашения к трудовому договору.
3. В соответствии с Приказом
Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 года N 900 "О
штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников
кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, городских
больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа с населением
до 25 тысяч человек, участковых больниц, амбулаторий в сельской местности и
фельдшерско-акушерских пунктов" в участковых больницах и амбулаториях,
расположенных в сельской местности, для оказания амбулаторно-поликлинической
помощи населению предусмотрены должности врачей-терапевтов и врачей-педиатров.
При установлении, что врачи
указанных категорий фактически работают по участковому принципу и выполняют
обязанности врачей-терапевтов участковых и врачей-педиатров участковых в полном
объеме, руководители органов управления здравоохранением муниципальных
образований, в рамках полномочий, предусмотренных статьей 8 "Основ
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", в
зависимости от конкретных условий труда, могут вводить вместо должностей
врачей-терапевтов и врачей-педиатров соответственно должности врачей-терапевтов
участковых и врачей-педиатров участковых.
4. В соответствии с Приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005
года N 487 "Об утверждении Порядка организации оказания первичной
медико-санитарной помощи" задачи учреждений по оказанию первичной
медико-санитарной помощи выполняются медицинскими работниками данных
учреждений, в том числе специалистами со средним медицинским образованием.
В штатных нормативах медицинского персонала для
оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению предусмотрены должности
медицинских сестер участковых терапевтических, педиатрических участков и
медицинских сестер врача общей практики, устанавливаемые из расчета врачебных
должностей.
Однако, если указанные
категории медицинских сестер работают на врачебных участках, не
укомплектованных врачебными кадрами, или работают с фельдшерами, обслуживающими
данный участок, и исполняют в рамках своей компетенции должностные обязанности
в полном объеме (не менее одной ставки), с соответствующей численностью
обслуживаемого прикрепленного населения, то они могут получать установленную
денежную выплату на основании дополнительного соглашения к трудовому договору.
Заместитель Министра
Р.А.ХАЛЬФИН