ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПИСЬМО
от 13 марта 2006 г. N 01И-191/06
О создании систем добровольной сертификации в
субъектах Российской Федерации
В связи с обращениями руководителей
ряда территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития по вопросам практического применения
отдельных положений Федерального закона "О техническом регулировании"
от 18.12.2003 N 184-ФЗ (далее - Закон N 184-ФЗ) в части создания систем
добровольной сертификации в сфере здравоохранения и социального развития Росздравнадзор разъясняет.
В настоящее время одним из методов контроля качества
медицинской помощи в России является сертификация. Согласно ст. 2 Закона
184-ФЗ: "сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации
подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов,
положениям стандартов или условиям договоров".
В сфере здравоохранения и социального развития
подтверждение соответствия носит добровольный характер и осуществляется в форме
добровольной сертификации. С этой целью в субъектах Российской Федерации могут
создаваться системы добровольной сертификации в сфере здравоохранения и
социального развития (далее - СДС).
СДС может быть создана юридическим
лицом (лицами) или индивидуальным предпринимателем (предпринимателями).
"Лицо или лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают
перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик,
на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация,
правила выполнения предусмотренных данной системой добровольной сертификации
работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной
сертификации" (п. 2 ст. 21 Закона N 184-ФЗ).
Одним из принципов технического регулирования является
недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора)
и органа по сертификации, равно как недопустимость совмещения одним органом
полномочий по аккредитации и сертификации (ст. 3 Закона N 184-ФЗ).
К компетенции органа по сертификации относятся
следующие функции: осуществление подтверждения соответствия объектов
добровольной сертификации; выдача сертификатов соответствия на объекты,
прошедшие добровольную сертификацию; приостановление или прекращение действия
выданных им сертификатов соответствия. При этом заявитель проходит добровольное
подтверждение соответствия по своей инициативе и на договорной основе с органом
по сертификации.
Созданная СДС может быть зарегистрирована в
Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, которое
уполномочено вести единый реестр зарегистрированных систем добровольной
сертификации.
Обращаем внимание на следующее обстоятельство.
Инициативный характер создания СДС в регионах и
добровольность их регистрации на федеральном уровне, а также необязательность
аккредитации органов по добровольной сертификации в сфере здравоохранения и
социального развития может привести к созданию многих систем. Часть из
создаваемых систем по своим программам оценки соответствия может не
обеспечивать качество экспертизы на соответствие требованиям норм, правил и
стандартов, в частности, к безопасности пациентов.
В связи с изложенным Росздравнадзор предлагает руководителям территориальных
органов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального
развития включить в сферу своего внимания деятельность центров добровольной
сертификации в части соответствия их программ оценки соответствия отраслевым
требованиям.
Со своей стороны, Росздравнадзор
планирует провести сравнительную оценку регистрируемых СДС и их программ оценки
соответствия с целью выбора оптимальных систем, которые можно будет
рекомендовать к использованию в субъектах РФ.
Руководитель Федеральной службы
Р.У.ХАБРИЕВ