МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 мая 2007 г. N 4185-ВС
Министерство здравоохранения и
социального развития Российской Федерации информирует, что с 25 мая 2007 года
вступает в силу Приказ Минздравсоцразвития России от 12 февраля 2007 года N 110
"О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий
медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания"
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2007 года
N 9364).
1. Указанным Приказом признаются
утратившими силу:
- Приказ Минздрава России от 23
августа 1999 г. N 328 "О рациональном назначении лекарственных средств,
правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными
учреждениями (организациями)" с изменениями и дополнениями;
- пункт 2 Приказа Минздравсоцразвития
России от 14 декабря 2005 года N 785 "О порядке отпуска лекарственных
средств", определяющий признание утратившими силу некоторых приложений
Приказа Минздрава России от 23.08.99 N 328;
- Приказ Минздравсоцразвития России
от 17 февраля 2006 г. N 97 "О порядке выписывания рецептов на
лекарственные средства отдельным категориям граждан, имеющих право на получение
государственной социальной помощи, в рамках реализации дополнительного
лекарственного обеспечения".
2. Приказом утверждены следующие
формы рецептурных бланков для выписывания лекарственных средств - "Форма
"Специальный рецептурный бланк на наркотическое средство и психотропное
вещество", "Форма N 148-1/у-88 "Рецептурный бланк",
"Форма N 148-1/у-04 (л) "Рецепт" и "Форма N 148-1/у-06 (л)
"Рецепт".
Учитывая, что новые формы рецептурных
бланков не отличаются от форм, ранее утвержденных Приказом Минздрава России от
23.08.99 N 328, Минздравсоцразвития России полагает возможным использование
врачами лечебно-профилактических учреждений ранее утвержденных рецептурных
бланков до 31 августа 2007 года.
Рецептурные бланки для выписывания
наркотических средств и психотропных веществ, ранее утвержденные приказами
Минздрава СССР и Минздрава России, идентичны. Учитывая этот факт, а также
отсутствие дополнительных запасов рецептурных бланков, Минздравсоцразвития
России полагает целесообразным разрешить выписку наркотических средств и
психотропных веществ, внесенных в Список II Перечня наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской
Федерации, на бланках всех ранее выпущенных образцов.
Обращаем внимание, что при печатании
рецептурных бланков формы N 148-1/у-88 необходимо наличие указания типографским
способом "Согласовано. Заместитель руководителя ФСКН России. 12 февраля
2007 года".
3. Следует обратить внимание, что в
соответствии с пунктом 4 "Инструкции по заполнению формы N 148-1/у-04 (л)
"Рецепт" и формы N 148-1/у-06 (л) "Рецепт", лекарственные
средства, отпускаемые льготным категориям больных, могут выписываться как по
международным непатентованным наименованиям, так и по торговым или иным
названиям.
Выбор выписываемого лекарственного
средства предоставляется врачам (фельдшерам) с учетом стандартов оказания
медицинской помощи и оперативной информации о наличии необходимых фасовок и
дозировок лекарственных средств в аптечных организациях, обеспечивающих
льготников.
4. Обращаем внимание, что рецепты,
выписанные частнопрактикующими врачами на рецептурных бланках формы N
148-1/у-88, не должны иметь треугольную печать "Для рецептов", так
как данное требование определено только для лечебно-профилактических
учреждений.
Рецепты, выписанные
частнопрактикующими врачами, должны быть оформлены штампом (с указанием адреса
врача; номера, даты и срока действия лицензии на медицинскую деятельность;
наименования органа государственной власти, выдавшего документ, подтверждающий
наличие лицензии), подписью и личной печатью врача.
5. Приложениями к Приказу N N 7 - 9 и
12 четко определено, что для выписывания лекарственных средств, изделий
медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания
гражданам, льготным категориям больных ("федеральные" и
"региональные" льготники) необходимо использовать рецептурные бланки
или формы N 148-1/у-04 (л) или формы N 148-1/у-06 (л) (машиночитаемая).
При этом рецепты заполняются в 3-х
экземплярах на рецептурных бланках, имеющих единую серию и номер. Рецепт и
первая копия рецепта отдаются на руки больному для обращения в аптечную
организацию, вторая копия рецепта подклеивается в амбулаторную карту больного.
Данное положение введено в связи с необходимостью соблюдения аптечными
организациями требований по хранению рецептов на лекарственные средства,
изделия медицинского назначения, специализированные продукты лечебного питания,
отпускаемые льготным категориям граждан, и предоставления возможности передачи
копий рецептов вместе с реестрами и счетами в территориальный фонд
обязательного медицинского страхования.
Учитывая время, которое необходимо
для заказа в типографии рецептурных бланков формы N 148-1/у-04 (л) в трех
экземплярах, полагаем возможным на указанный период разрешить подклеивать в
амбулаторные карты больных ксерокопии оригиналов заполненных рецептов.
На рецептурных бланках формы N
148-1/у-04 (л) и формы N 148-1/у-06 (л) допускается выписывание одного
наименования (или прописи) лекарственного средства. При оформлении рецепта на
указанных рецептурных бланках исправления не допускаются.
6. Обращаем внимание, что срок
действия рецептов, выписанных на рецептурных бланках формы N 148-1/у-04 (л) и
формы N 148-1/у-06 (л), составляет 1 месяц (30 дней). Однако это не означает,
что срок отсроченного обслуживание рецепта при отсутствии препарата в аптечной
организации тоже составляет 1 месяц.
При отсутствии лекарственного
средства в аптечной организации больной, пришедший с рецептом, ставится на
отсроченное обслуживание сроком до 15 рабочих дней (пункты 2.12 и 2.13 Порядка
отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития
России от 14.12.2005 N 785).
Если при нахождении на отсроченном
обслуживании срок действия рецепта истекает, то по такому рецепту возможен
отпуск лекарственного средства без его переоформления. Это требование не
распространяется на наркотические средства и психотропные вещества, а также на
иные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету.
7. В четвертом абзаце пункта 2.4.2
приложения 13 к Приказу имеется опечатка. Врач может самостоятельно выписывать
одному больному не более 5 наименований лекарственных средств единовременно (в
течение суток) и не более 10 наименований в течение 1 месяца. При выписывании
большего количества лекарственных средств врач обязан согласовать назначение с
врачебной комиссией лечебно-профилактического учреждения.
8. В лечебно-профилактических
учреждениях учет рецептурных бланков ведется в журналах по формам, утвержденным
Приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110 (приложение N 10
"Форма N 305-1/у "Журнал учета в лечебно-профилактических учреждениях
формы N 148-1/у-88 "Рецептурный бланк", формы N 148-1/у-04 (л)
"Рецепт", формы N 148-1/у-06 (л) "Рецепт", формы
"Специальный рецептурный бланк на наркотическое средство и психотропное
вещество"; приложение N 11 "Форма N 306-1/у "Журнал учета в
лечебно-профилактических учреждениях формы N 107-1/у "Рецептурный
бланк").
9. Раздел III "Инструкции о
порядке выписывания лекарственных средств и оформления рецептов и
требований-накладных" определяет порядок оформления требований-накладных в
аптечную организацию на получение лекарственных средств для
лечебно-профилактических учреждений. Приложениями N 3 и 4 к Инструкции
определены единые формы актов об уничтожении требований-накладных для получения
наркотических средств и психотропных веществ, а также для получения иных
лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, по истечении
сроков их хранения. При уничтожении требований-накладных на остальные
лекарственные средства предлагаем использовать форму акта в соответствии с приложением
4 к Инструкции о порядке выписывания лекарственных средств и оформления
рецептов и требований-накладных.
Обращаем внимание, что до февраля
2006 года бюджетные учреждения здравоохранения при оформлении заказа на
получение лекарственных средств из аптечных учреждений использовали форму
накладной (требования) N 434 (Приказ Минздрава СССР от 2 июня 1987 г. N 747
"Об утверждении "Инструкции по учету медикаментов, перевязочных
средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях,
состоящих на государственном бюджете СССР" и Приказ Минфина России от 30
декабря 1999 г. N 107н "Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету
в бюджетных учреждениях"). В настоящее время при оформлении заказа на
получение лекарственных средств из аптечных организаций необходимо
руководствоваться Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом
Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н, и типовой межотраслевой формой
требования-накладной N М-11, утвержденной Постановлением Госкомстата России.
Приказом Минздравсоцразвития России
от 12 февраля 2007 г. N 110 определены новые сроки хранения
требований-накладных в аптечной организации:
- на наркотические средства и
психотропные вещества списков II и III Перечня наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской
Федерации, - 10 лет;
- на иные лекарственные средства,
подлежащие предметно-количественному учету (см. приложение N 1 к Порядку
отпуска лекарственных средств, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития
России от 14.12.2005 N 785), - 3 года;
- на остальные лекарственные средства
- 1 год.
Указанные сроки начинают действовать
с момента вступления в силу Приказа. Уничтожение требований-накладных, как и
рецептов, по истечении срока хранения должно осуществляться в аптечной
организации.
10. В соответствии с пунктом 19
Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных
с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров,
утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006
года N 644, в случае реорганизации или ликвидации юридического лица документы,
подтверждающие осуществление операций, связанных с оборотом наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров (в т.ч. рецепты и
требования-накладные), сдаются на хранение:
при реорганизации - новому
юридическому лицу либо правопреемнику (правопреемникам) в соответствии с
передаточным актом или разделительным балансом;
- при ликвидации - в государственный
архив в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полагаем возможным использовать
данный принцип для передачи подлежащих дальнейшему хранению рецептов и
требований-накладных на иные лекарственные средства, подлежащие
предметно-количественному учету.
Министерство здравоохранения и
социального развития Российской Федерации предлагает довести данную информацию
до сведения всех руководителей территориальных органов управления
здравоохранением и фармацевтической деятельностью, лечебно-профилактических
учреждений, аптечных учреждений (организаций) и других организаций, связанных с
обращением лекарственных средств.
Заместитель Министра
В.И.СТАРОДУБОВ