НИИ Фармации: Методические рекомендации от 13.04.2000
Утвержден 13.04.2000
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)
Скачать (27,5 Кб)

Методические рекомендации <Определение численности персонала аптечных организаций (предприятий) (Утв. Директором НИИ Фармации 13 апреля 2000 г.)

 

Введение

 

В современных экономических условиях составление штатного расписания является полной прерогативой руководителей организаций (предприятий). Методические рекомендации предназначены для единого подхода при определении численности персонала аптечных организаций (аптек, магазинов, аптечных пунктов и киосков) независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности.

Количество должностей, рассчитанное по данным методическим рекомендациям, является максимальным и используется для составления штатного расписания аптечной организации (предприятия), которое утверждается ее руководителем, при функционировании в качестве самостоятельной организации, или руководителем организации, в структуре которой находится аптечное учреждение.

Наименование должностей руководящих, фармацевтических работников, специалистов и рабочих приняты в соответствии со сборниками <Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов> (ОК-016-94, Москва, 1995), <Разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых должностей служащих> (М., Институт труда Минтруда и социального развития Р.Ф., 1998 г. с дополнениями); Приказом М3 РФ от 15.10.99 N 377 <Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации>.

В случае, если в названные материалы будут вноситься поправки, наименования должностей и профессий работников, указанные в методических рекомендациях. должны соответственно изменяться.

 

Описание метода

 

Формула метода

 

Разработаны порядок определения количества должностей руководителей аптечных организаций (предприятий) независимо от организационно-правовых форм, специалистов нефармацевтического профиля и ра.бочих, в зависимости от группы аптечной организации (предприятия), и показатели отнесения аптечных организаций (предприятий) к группам в условных (расчетных) единицах, представляющих собой суммарную комплексную трудоемкость выполненной в аптечном учреждении работы за год.

Разработана методика определения численности провизоров, фармацевтов, фасовщиц и санитарок-мойщиц в расчетных единицах.

Разработана инструкция по пересчету количества отпущенных из аптечных учреждений лекарственных средств и изделий медицинского назначения в расчетные единицы.

 

Описание методики

 

1. Порядок определения количества должностей руководителей, специалистов нефармацевтического профиля и рабочих

1.1. Количество должностей руководителей, специалистов и рабочих зависит от объема работы аптечной организации (группы аптечной организации (предприятия).

1.2. Определение группы аптечной организации (предприятия) производится в зависимости от количества расчетных единиц (табл. 1).

1.3. В приложении 1 представлена инструкция по пересчету количества отпущенных лекарственных средств (ЛС), изделий медицинского назначения и других товаров (ИМН) в расчетные единицы.

1.4. Рекомендуемое количество должностей руководителей аптечной организации (предприятия), специалистов и рабочих представлено в табл. 2.

1.5. В каждой аптечной организации (предприятии) устанавливается должность заведующего. В аптечных организациях (предприятиях) IVи V групп должность заведующего устанавливается из числа должностей провизоров и фармацевтов.

1.6. Заместителя заведующего аптечной организацией (предприятием) целесообразно устанавливать в аптечных учреждениях I-III группы.

1.7. В аптечных организациях (предприятиях) I-III групп могут быть организованы отделы. В каждом отделе устанавливается должность заведующего и заместителя заведующего. В аптечных организациях (предприятиях) I-П группы должности заведующих отделами целесообразно замещать заместителями заведующих аптечных организаций (предприятий), а в аптечных организациях (предприятиях) III группы - провизорами или фармацевтами.

1.8. В аптечных организациях (предприятиях) I-III групп целесообразно ввести одну должность бухгалтера, а в аптечнынх организациях (предприятиях) IV-V группы - 0,5 должности бухгалтера.

1.9. В аптечных организациях (предприятиях) I группы, обслуживающих население, целесообразно ввести три должности кассира, в аптечных организациях (предприятиях) II-III группы - две должности кассира, а в аптечных учреждениях (предприятиях) IV  группы - одну должность и в аптечных организациях (предприятиях) V группы - 0,5 должности кассира.

1.10. Должности уборщика служебных помещений вводятся исходя из объема убираемой площади и нагрузки.

1.11. В аптечных организациях (предприятиях) целесообразно введение должности подсобного рабочего или грузчика.

1.12. В аптечных организациях (предприятиях) функционирующих как юридическое лицо, могут вводиться и другие должности, исходя из производственной необходимости и объема работ. Перечень рекомендуемых должностей представлен в приложении 2.

 

Таблица 1

Показатели отнесения аптечных организаций (предприятий) к группам

 

Группа аптечного учреждения

Количество отпущенных из аптечного учреждения ЛС и ИМН в расчетных единицах за год, тыс.ед.

I

300 и более

II

от 201 до 300

III

от 101 до 200

IV

от 51 до 100

V

до 51

 

Таблица 2

Рекомендуемое число должностей руководителей аптечных организаций (предприятий), специалистов и рабочих

Наименование

должности

Число должностей по группам аптечных учреждений

I

II

III

IV

V

Зав. аптечной

организацией

(аптекой,

аптечным

магазином, пунктом или киоском)

1

1

1

1

1

Зам.зав. аптечной

организацией

(предприятием)

2

2

1

-

-

Бухгалтер

1

1

1

 

0,5

 

0,5

Кассир

3

2

2

1

0,5

Уборщик

служебных помещений

Из расчета один на 250 кв.м деревянных полов;350 кв.м полов, покрытых керамической плиткой; 425 кв.м полов, покрытых линолиумом

 

 

 

 

Подсобный рабочий (грузчик)

1

1

1

0,5

0,5

 

2. Методика определения численности провизоров, фармацевтов, фа.совщиц и санитарок-мойщиц

 

2.1. Для определения необходимой численности провизоров, фармацевтов, фасовщиц и санитарок-мойщиц на планируемый год по одно.му из месяцев с максимальным объемом работы по различным журналам регистрации, паспортам письменного контроля устанавливается количество отпущенных готовых ЛС, ИМИ, изготовленных и расфасованных венных форм. Полученное количество умножается на 12.

2.2. Исходя из данных о количестве отпущенных за год ЛС и ИМИ рассчитывается трудоемкость выполненной работы в расчетных единицах путем умножения количества на соответствующий коэффициент (Приложение 1)/

2.3. Расчет численности производится путем деления суммарной тру.доемкости по всем видам выполненных работ в расчетных единицах на годовую нагрузку одной должности. Годовая нагрузка одного провизора, фармацевта, фасовщицы и санитарки-мойщицы независимо от видов выполняемых работ в расчетных единицах в зависимости от длительности от.пуска и рабочей недели составляет: 9,5 тыс. ед. - при отпуске в 36 дней и 36-часовой рабочей неделе; 11,0 тыс. ед. - при отпуске в 24 дня и 40-часовой рабочей неделе. В районах Крайнего Севера нагрузка составляет 8,8 тыс.ед. - при 36-часовой рабочей неделе и 9,8 тыс. ед. - при 40-часовой рабочей неделе. В местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 9,1 тыс. ед. - при 36-часовой рабочей неделе и 10,0 тыс. ед. - при 40-часовой рабочей неделе.

2.4. Распределение общей численности персонала по должностям в зависимости от выполняемых функций (старший провизор, провизор технолог, провизор-аналитик, провизор по информационной работе, старший фармацевт, младший фармацевт, продавец киоска, продавец оптики) производится заведующим аптечной организацией (предприятием) с учетом конкретных условий работы.

При этом для определения общего числа должностей провизоров, фармацевтов, фасовщиц и санитарок-мойщиц можно воспользоваться соответствующими расчетными коэффициентами, приведенными в табл. 3. Коэффициенты определены из доли трудоемкости работ, выполняемых провизорами, фармацевтами, фасовщицами или санитарками-мойщицами по каждому виду. Для расчета числа исполни.телей по должностям полученное общее число работников по каждому виду работы умножается на коэффициент, соответствующий должности провизо.ра, фармацевта, фасовщицы или санитарки-мойщицы.

2.5.При расчете необходимой численности по должностям итоговые цифры менее 0,13 - отбрасываются; цифры - 0,13-0,37 - округляются до 0,25; цифры 0,38-0,62 - округляются до 0,5; цифры 0,63-0,87 округляются до 0,75, а свыше 0,87 - до одной единицы. Пример расчета численности провизоров, фармацевтов, фасовщиц и санитарок-мойщиц приведен в приложени.ях 3 -4.

2.6. Численность провизоров и фармацевтов, занятых обслуживанием посетителей, в аптечных организациях (предприятиях), работающих более 8 часов, должна быть не менее, чем численность, приведенная в табл. 4.

 

Таблица 3

Коэффициенты для расчета численности персонала по должностям и видам работ

 

Наименова-

ние

должности

Коэффициенты по видам работ

Работа с готовыми

ЛС

и ИМН

Изготовление и расфасовка лекарственных форм

стериль-

ных,

глазных

капель

жидких

порош-

ков

мазей

суппози-ториев

гомеопати-

ческих ЛС

фито и

кисло-

родных

коктей-

лей

Провизор

0,67

0,30

0,14

0,12

0,07

0,07

0,44

0,12

Фармацевт

0,17

0,34

0,50

0,42

0,71

0,44

0,45

0,77

Фасовщица

0,08

0,10

0,07

0,42

0,17

0,47

0,09

-

Санитарка-

  мойщица

0,08

0,26

0,29

0,04

0,05

0,02

0,02

0,11

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Рекомендуемая численность провизоров и фармацевтов для обслуживания посетителей в зависимости от режима работы аптечной организации (предприятия) и продолжительности рабочей недели и отпуска

 

Продолжи-тельность

рабочей недели, час.

Режим работы

аптечного

учреждения

Число дней отпуска

24

36

42

48

54

С одним

вых

Без вых

С одним

вых

Без вых

С одним

вых

Без вых

С одним

вых

Без вых

С одним

вых

Без вых

36

9

1,64

1,98

1,88

2,27

1,76

2,12

1,98

2,39

2,04

2,45

10

1,83

2,20

2,09

2,52

1,96

2,36

2,20

2,65

2,26

2,72

11

2,01

2,42

2,30

2,77

2,16

2,60

2,42

2,92

2,49

2,99

12

2,29

2,64

2,51

3,03

2,38

2,82

2,64

3,18

2,72

3,27

13

2,38

2,87

2,72

3,28

2,54

3,07

2,86

3,45

2,94

3,54

14

2,56

3,08

2,93

3,53

2,74

3,30

3,08

3,72

3,17

3,82

24

4,39

5,28

5,02

6,05

5,00

5,60

5,29

6,37

5,43

6,54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

9

1,62

1,95

1,70

2,05

1,74

2,10

1,63

1,96

1,67

2,01

10

1,80

2,17

1,89

2,28

1,94

2,34

1,81

2,18

1,85

2,23

11

1,98

2,39

2,08

2,51

2,14

2,57

1,99

2,40

2,04

2,45

12

2,16

2,60

2,27

2,74

2,33

2,80

2,20

2,61

2,26

2,68

13

2,34

2,82

2,46

2,96

2,52

3,03

2,35

2,83

2,41

2,90

14

2,52

3,04

2,65

3,19

2,72

3,27

2,53

3,05

2,59

3,13

24

4,32

5,24

4,54

5,47

4,66

5,61

4,34

5,23

4,45

5,36

 

 

Приложение 1

ИНСТРУКЦИЯ

по пересчету количества отпущенных лекарственных средств и изделий медицинского назначения из аптек, аптечных магазинов, пунктов и киосков в расчетные единицы.

1. Инструкция определяет порядок пересчета количества отпущенных ЛС, ИМН из аптек, аптечных магазинов, пунктов и киосков разных организационно-правовых форм, обслуживающих население и учреждения здравоохранения в расчетные единицы.

2. В основу пересчета положена комплексная трудоемкость работы с одной принятой единицей готового ЛС, изготовленного по рецепту или требованию индивидуально, а также единицей ЛС и ИМН в виде внутриаптечной заготовки и фасовки.

Например, для установления комплексной трудоемкости изготовления одной единицы стерильной лекарственной формы учтены затраты времени на прием рецепта (требования), непосредственного изготовления стерильной лекарственной формы, все виды контроля, расфасовку, маркировку, укупорку, написание и наклеивание этикетки, стерилизацию, мытье флакона и отпуск лекарственной фор.мы. Учтено также время, затрачиваемое на подготовительно-заключительную, организационно-методические виды работ, повышение квалификации, отдых и личные надобности.

3. Комплексная трудоемкость работы приведена к условному показателю - единице трудоемкости (расчетной) единице. За одну расчетную единицу (единицу трудоемкости) принята работа, выполняемая в течении 10 мин.

4.Зa одну единицу готового ЛС и ИМН принимается одна упаковка ЛС и ИМН, изготовленного предприятием.

5. За одну единицу стерильных, глазных капель и жидких лекарственных форм, мазей, гомеопатических лекарственных средств принимается лекарственное средство, полностью оформленное в соответ.ствии с действующими нормативными документами и предназначенное для отпуска населению или в лечебно-профилактическое или другое учреждение. К стерильным лекарственным формам отнесены растворы для инъекционного применения, инфузионные растворы, офтальмологические растворы, растворы и масла для новорожденных. К мазям отнесены мази, пасты, линименты, пластыри жидкие, суспензии, эмульсии.

6. За одну единицу порошков и суппозиториев условно принята лекарственная форма с расфасовкой на 10 доз.

7. За одну единицу фито и кислородного коктейля принята одна порция.

8. Количество расчетных единиц по видам работ с одной принятой единицей ЛС. ИМН и других товаров приведены в табл. 1-5.

 

Таблица 1

Количество расчетных единиц по отпуску готовых ЛС, ИМН населению

 

Вид работы

Единица работы

Количество расчетных

единиц

Отпуск ЛС по рецепту

10 кор. (фл.,уп.)

1,5

Обработка льготного рецепта

10 рец.

1,5

Отпуск ЛС без рецепта, ИМН

10 кор, фл, уп.,шт., б.

1,0

 

Таблица 2

Количество расчетных единиц по отпуску готовых ЛС и ИМН учреждениям здравоохранения

 

Вид ЛС

Единица работы

Количество расчетных

единиц

Ампулы

100 амп.

1,25

Таблетки (драже, капсулы)

10 уп.

1,00

Растворы

10 фл.

0,75

Капли

10 фл.

1,25

Мази

10 уп.

1,50

Суппозитории

10 уп.

2,50

Аэрозоли

1 уп.

0,50

ИМН

10шт.

0,25

 

 

 

 

Таблица 3

Количество расчетных единиц по изготовлению и расфасовке ЛС и ИМИ

Вид лекарственной формы и изделия медицинского назначения

 

Единица лекарственной формы изделия медицинского назначения

Количество расчетных единиц по видам работ

Изготовление индивидуальных лекарственных форм с числом ингредиентов до 3-х

Изготовление внутриаптечных заготовок с числом ингредиентов до 3-х

Расфасовка ангро и ИМН

1. Стерильная

 

1 фл.

3,0

1,5

1,25

2. Глазные капли

 

1 фл.

2,5

1,25

-

3. Жидкая для внутреннего и наружного применения:

- капли

- растворы

до 1,0 л.

-1,1 - 10 л.

-св. 10 л.

 

 

1 фл.

 

1 фл.

1 фл.

1 бал.

 

1,5

 

1,75

2,0

2,5

 

1,0

 

1,25

-

-

 

0,75

 

1,0

-

-

4. Настои и отвары

 

1 фл.

2,5

1,25

-

5. Порошки:

- дозированные за каждый последующий пор.

 

- не дозированные

 

10 пор.

 

 

 

1 уп.

2,75

 

0,08

 

0,75

1,5

 

0,08

 

-

1,0

 

0,08

 

0,5

6. Мази

до 0,2 кг;

0,2 - 1 кг;

св. 1 кг

1 б.

1 б.

1 б.

2,5

2,75

3,0

2,0

-

-

1,5

2,0

2,25

7. Суппозитории

за каждую последующую суппозитоqию

10 суп.

 

 

 

4,25

 

 

0,13

3,75

 

 

0,13

-

 

 

0,13

8.Вата

 

1 кг

-

-

0,2

9. Таблетки, ампулы

 

20 амп., табл.

-

-

0,2

10. Марля

 

10 м

-

-

0,75

11. Клеенка

 

10 м

-

-

1,1

12. За изготовление лекарственных форм и внутриаптечных заготовок со сложностью более 3-х ингредиентов:

за каждый дополнительный

ингр.

 

 

 

 

 

 

 

 

0,11

 

 

 

 

 

 

0,11

 

 

 

 

 

 

-

13. Отвешивание одного ядовитого наркотического, психотропного вещества

 

0,11

0,11

 

14. Вода очищенная

1 л

-

-

0,5

 

Таблица 4

Количество расчетных единиц по изготовлению гомеопатических ЛС

 

Вид лекарственной формы

Единица работы

Количество расчетных единиц по видам работ и лекарственных форм

Индивидуальное изготовление лекарственных

форм

Изготовление

внутриаптечных

заготовок

Гранулы

 

10 г

1,25

0,5

Гранулы

 

2 кг

3,0

3,0

Настойки до 3-х ингр.

 

1 фл.

1,25

-

За каждый послед. ингр.

Свыше 3-х

 

 

0,1

-

Мази (оподельдоки)

За каждую послед. б (фл.)

 

1 б (фл.)

1,75

-

0,5

0,2

Порошки -тритурации

За каждые послед. 10 пор.

 

10 пор.

-

10,0

1,0

10,0

1,0

 

Таблица 5

Количество расчетных единиц по изготовлению фито и кислородных коктейлей

 

Вид фито и кислородного коктейля

Единица работы

Количество рас-

четных единиц

Из настоя до 3-х ингр.

1 порция

0,50

Из сиропа до 3-х ингр.

1 порция

0,25

За каждый последующий ингр.

-

0,11

 

Приложение 2

Перечень рекомендуемых должностей специалистов и рабочих

1. Агент

2. Администратор

3. Водитель

4. Дворник

5. Дизайнер (художник)

б. Зав. хозяйством

7. Инженер

8. Инспектор по кадрам

9. Кастелянша

10.Менеджер

11.Программист (электроник)

12.Секретарь(секретарь-машинистка, делопроизводитель)

13. Слесарь

14.Старший инженер

15. Старший кассир

1б.Экономист

17.Электромонтер

18.Юрисконсульт

 

Приложение 3

Пример

пересчета планируемого количества отпускаемых ЛС, ИМН в расчетные единицы

 

Вид ЛС и ИМН

Планируемое количест-

во ЛС, ИМН на год

Количество расчетных

единиц

Готовые (отпущенные по рецепту врача в том числе по льготным рецептам)

520700 : 10=52070,0

52070 х 1,5=78105,0

Готовые (отпущенные

без рецепта врача), ИМН

730700 : 10=73070,0

73070 х 1,0=73070,0

Количество льготных

рецептов(обработка)

150020 : 10=15002,0

15002 х 1,5=22503,0

Изготовлено по индиви-

дуальным прописям:

 

 

Глазные капли

1476

1476 х 2,5 =3690

Жидкие (до 1 л)

1308

1308 х 1,75 =2289

Порошки

18000 : 10=1800

1800 х 2,75=4950

Мази (до 0,2 кг)

2136

2136 х 2,5=5340

Суппозитории

3 198 : 10=3 19,8

319,8 х 4,25=1359,2

Изготовлено в виде

внутри аптечных заготовок:

 

 

Глазные капли

816

816 х 1,25=1020

Жидкие

984

984 х 1,25=1230

Порошки

16440 : 10=1644

1644 х 1,5=2466

Мази

1800

1800 х 2,0=3600

Суппозитории

2952 : 10=295,2

295,2 х 3,75=1107

Расфасовано:

 

 

Жидких

588

588 х 1,0=588

Порошков

5880 : 10=588

588 х 1,0=588

Мазей

720

720 х 1,5=1080

 

 

Приложение 4

Пример

Расчета численности провизоров, фармацевтов, фасовщиц, санитарок-мойщиц (при отпуске в 36 дней и 36-часовой рабочей неделе)

Вид ЛС и

ИМН

Планируемое количество расчетных единиц на год

Общее

число

должностей

Число должностей

Провизоров

Фармацевтов

Фасовщиц

Санитарок-

мойщиц

Готовые ЛС (отпущенные по рецепту и без рецепа, в т.ч. льготные), ИМН

173678,0

(78105+78070

+22503)

173678,0:

9500=18,28

18,28хО,67

=12,25

18,28х

0,17=3,11

18,28х

0,08=1,46

18,28х

0,08=1,46

ЛС, изготовлен-ные и расфасован-ные в аптеке: Глазные капли

4710

(3690+ 1 020)

4710:9500=

0,49

0,49х0,30=

0,15

0,49х0,34

=0,17

0,49х0,10

=0,05

0,49х0,26

=0,12

Жидкие

4107

(2289+ 1230+

588)

4107:9500=

0,43

0,43х0,14=

0,06

0,43х0,50

=0,22

0,43х0,07

=0,03

0,43х0,29

=0,12

Порошки

8004

(4950+2466+

588)

8004:9500=

0,84

0,84х0,12=

0,10

0,84х0,42

=0,35

0,84х0,42

=0,35

0,84х0,04

=0,04

Мази

10020

(5340+3600+

1080)

10020:9500=

1,05

1,051х0,07

=0,07

1 ,05х0, 71

=0,75

1,05х0,17

=0,18

1,05х0,05

=0,05

Суппози-

тории

2466,2

(1359,2+ 1107)

2466,2:9500=

0,26

0,26х0,07=

0,02

0,26х0,44

=0,11

0,26х0,47

=0,12

0,26х0,02

=0,001

 

                                                                12,65             4,71              2,19               1,80

Итого:                                          21,5               12,75              4,75             2,25               1,75

 

Показания к примeнению метода

 

Методические рекомендации предназначены для единого подхода при определении численности работников аптек, аптечных магазинов, пунктов и киосков независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности, рационального распределения кадров в аптечной организации (предприятии).

Эффективность использования метода

Социальный эффект от внедрения методических рекомендаций заключается в том, что определение численности персонала аптечных учреждений независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной подчиненности на единой основе позволит проводить сравнительный анализ обеспеченности кадрами, в том числе фармацевтическими обеспечить защиту прав аптечных работников в условиях рынка и содействовать повышению качества их трудовой жизни.