МФСС
WEBAPTEKA.RU
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
От 9 января 2001 г. N 4
ОБ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Концепцией развития
здравоохранения и медицинской науки
в Российской Федерации, утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 05.11.97 N 1387, приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.12.97 N 390
"О мерах по
улучшению сестринского дела в Российской Федерации", а также резолюцией Первого Всероссийского съезда средних медицинских работников
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить отраслевую
Программу развития сестринского дела в Российской Федерации (приложение N 1).
2. Утвердить план мероприятий
по реализации Программы развития сестринского дела в Российской Федерации
(приложение N 2).
3. Руководителям органов
управления здравоохранением субъектов Российской Федерации разработать
региональные Программы развития сестринского дела
и план мероприятий
с учетом отраслевой Программы.
4. Контроль за
выполнением приказа возложить
на Первого заместителя Министра
здравоохранения Российской Федерации
Вялкова А.И.
Министр
Ю.Л.ШЕВЧЕНКО
Приложение N 1
к приказу
Министерства
здравоохранения
Российской
Федерации
от 09.01.2001 г. N 4
ОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ
СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПАСПОРТ
ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО
ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Наименование
Программы Развитие сестринского дела
в
Российской Федерации
Основание для разработки
Концепция развития здравоохранения и
Программы медицинской науки
в Российской
Федерации, утвержденная
постановлением правительства
Российской Федерации от 5 ноября 1997
года N 1387,
приказ Министерства
здравоохранения
Российской Федерации от 31
декабря
1997 года N 390 "О мерах по улучшению
сестринского дела в
Российской
Федерации"
Заказчик Программы Министерство здравоохранения
Российской Федерации
Основные разработчики Министерство
здравоохранения
Программы Российской Федерации,
Московская медицинская
академия им.
И.М.Сеченова Минздрава России,
Межрегиональная ассоциация
медицинских сестер России
Цель и задачи
Программы Формирование оптимальных условий для
повышения эффективности и
усиления
роли сестринского персонала в
оказании медицинской и
медико -
социальной помощи населению:
- совершенствование
нормативной
правовой, материально - технической и
организационно - методической базы
для совершенствования организации
работы сестринского персонала;
- совершенствование
системы
подготовки и эффективного
использования сестринских кадров;
- совершенствование системы
управления сестринским персоналом;
- развитие новых организационных форм
и технологий оказания
медицинской
помощи сестринским персоналом;
- обеспечение развития научных
исследований в сестринском деле;
- повышение профессионального и
социального статуса сестринского
персонала;
- обеспечение социальной защищенности
специалистов сестринского дела;
- содействие развитию
профессиональных сестринских
ассоциаций и привлечение их к
реформированию в области
Сроки и этапы реализации 2001-2005 гг.:
Программы первый этап - 2001-2002
гг. включает
создание нормативной правовой,
материально - технической и
организационной базы;
второй этап - 2003-2005 гг.
включает
реализацию экономически эффективных
форм и методов работы сестринского
персонала
Перечень основных - нормативное
правовое обеспечение
разделов Программы сестринской деятельности;
- основные направления деятельности и
совершенствование организации работы
сестринского персонала;
- развитие системы
профессионального
образования и кадровой
политики в
области сестринского дела;
- развитие научных исследований в
сестринском деле;
- информационное
обеспечение и
управление сестринской деятельностью;
- развитие
профессиональных
сестринских объединений, ассоциаций и
союзов
Исполнители
основных Министерство
здравоохранения
мероприятий
Программы Российской Федерации,
ММА им. И.М.Сеченова Минздрава
России,
ГНИЦ профилактической медицины
Минздрава России,
ВУНМЦ по непрерывному
медицинскому и
фармацевтическому образованию
Минздрава России,
НИИ социальной гигиены, экономики
и
управления
здравоохранением им.
Н.А.Семашко РАМН (по согласованию),
Межрегиональная ассоциация
медицинских сестер России
Источники финансирования
Средства федерального бюджета,
Программы внебюджетные средства и
другие
источники, не противоречащие
законодательству Российской Федерации
Ожидаемые конечные Повышение медицинской и экономической
результаты эффективности деятельности
лечебно -
профилактических
учреждений, исходя
из показателей эффективности и
качества работы сестринского
персонала
Система организации Управление и контроль
за реализацией
контроля за
исполнением Программы осуществляется Минздравом
Программы России. Координацию выполнения
программных мероприятий
осуществляет
Совет Минздрава
России по
сестринскому делу. Основные
направления и положения
программы
ежегодно уточняются, исходя из хода
ее выполнения и
эффективности
использования средств
Состояние проблемы и
обоснование необходимости ее решения программными методами
Комплекс политических,
социально - экономических, демографических и экологических факторов, возникших
в последние годы в
стране, крайне негативно сказался на состоянии здоровья
населения. Увеличение спроса на медицинские
услуги происходит на фоне все
возрастающего дефицита материальных и финансовых
ресурсов. Финансирование
здравоохранения из бюджетов всех уровней и
за счет средств обязательного медицинского страхования не может
обеспечить население общедоступной бесплатной медицинской помощью.
Сестринское дело -
важнейшая составная часть
системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами
и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения
потребностей населения в
доступной и приемлемой
медицинской помощи.
Сестринский персонал - это
работники, имеющие среднее медицинское образование по
специальностям Сестринское, Акушерское, Лечебное дело и допущенные к
профессиональной деятельности в установленном порядке.
Разнообразие функций, которые выполняет сестринский персонал,
требует понимания факторов,
влияющих на здоровье,
причины болезней, способов их
лечения и реабилитации, а также экологических,
социальных и иных условий, в которых осуществляется медицинская помощь и
функционирует система здравоохранения.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает
сестринский персонал как реальный потенциал
для удовлетворения растущих
потребностей населения к доступной медицинской помощи.
ВОЗ подтверждает, что укрепление и развитие сестринского дела
должны поддерживаться посредством:
разработки стратегии
планирования трудовых ресурсов и подготовки сестринских кадров;
создания нормативной правовой
базы для развития сестринского дела;
обеспечения условий для
эффективной деятельности сестринского
персонала, возможности полной
реализации своего профессионального потенциала в сотрудничестве с другими
категориями медицинских
работников.
На протяжении последних
десятилетий в стране сестринскому делу не
уделялось должного внимания.
Это привело к
значительному отставанию в этой области здравоохранения от развития современной науки и медицинских технологий,
явилось причиной выбывания из
профессии квалифицированного сестринского персонала, повсеместного
снижения обеспеченности лечебно
- профилактических учреждений сестринскими кадрами, увеличения дисбаланса в соотношении
между врачами и
медицинскими сестрами, и,
как следствие, ухудшения
качества оказываемой медицинской помощи.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от
05.11.97 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской
науки в Российской Федерации"
предусмотрено осуществление
реформы, направленной на
повышение качества,
доступности и экономической эффективности
медицинской помощи населению в
условиях формирования рыночных отношений.
Важная роль в реформе
здравоохранения, обеспечении доступности и
качества предоставляемых населению услуг, усилении
профилактической направленности, решении задач медико . социальной помощи отводится
специалистам, имеющим среднее
медицинское образование,
повышенный уровень образования и
высшее медицинское образование по специальности "сестринское
дело" и составляющим самую многочисленную категорию
работников здравоохранения.
В условиях экономических преобразований в России стратегия развития сестринского дела должна
соответствовать меняющимся потребностям
здравоохранения, быть социально -
приемлемой, при этом гарантировать высокое качество оказания
медицинской помощи населению.
Важнейшими детерминантами,
определяющими потребность в развитии
сестринского дела, являются:
негативные медико-демографические
процессы, в особенности
снижение рождаемости и старение населения;
ухудшение состояния здоровья
населения; хронизация патологии;
появление и распространение новых заболеваний,
в частности СПИДа; увеличение стоимости медицинских услуг.
Это требует более широкого
использования сестринских кадров, усиления деятельности сестринского персонала в профилактической направленности
здравоохранения.
Роль, функции и организационные
формы деятельности сестринского персонала меняются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением:
- развитием первичной медико -
санитарной помощи, направленной на
профилактику заболеваний и укрепление здоровья, гигиеническое обучение и воспитание
населения;
- реструктуризацией лечебно
- профилактических учреждений, направленной на сокращение
сроков пребывания в стационаре;
- расширением объемов помощи на
дому;
- увеличением реабилитационных
мероприятий;
- формированием больниц/отделений с различной интенсивностью лечения и ухода;
- внедрением хосписов
и оказанием паллиативной помощи
умирающим.
Перечисленные факторы требуют
совершенствования образовательной
системы подготовки и
повышения квалификации
специалистов сестринского дела
с учетом потребностей системы здравоохранения и состава сестринских кадров.
Препятствиями для осуществления необходимых преобразований в кадровой политике и сестринском
образовании до настоящего времени
остаются слабая материально
- техническая база
образовательных учреждений, недостаточность специально подготовленных педагогических кадров и
др.
Решением Коллегии Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 20
апреля 1999 года
"О состоянии и перспективах развития сестринского дела в
Российской Федерации", отмечена необходимость развития и совершенствования среднего, повышенного уровня и высшего медицинского образования по специальности "сестринское дело", разработки и внедрения
Государственных образовательных стандартов по всем профилям
и уровням квалификации,
Государственных стандартов практической деятельности сестринского персонала, проведения
комплексных научных
исследований в сестринском деле.
В соответствии с
решениями Министерства здравоохранения Российской Федерации
принимаются меры по
совершенствованию качества
профессиональной подготовки специалистов сестринского дела. Внесены изменения в содержание преподавания с переориентацией на медико-санитарную и
медико-социальную профилактику, обучение
новым технологиям сестринской практики, повышение ответственности и этических норм
деятельности сестринского персонала.
Система здравоохранения в целом
страдает от несбалансированности
медицинских кадров, малоэффективного использования сестринского персонала в практическом
здравоохранении, что оказывает
существенное влияние на качество
медицинской помощи. Реальная
кадровая диспозиция "сестринский персонал -
врачи" сопровождается взаимосвязанными негативными тенденциями:
- увеличением во
врачебной деятельности доли
медицинских услуг, не требующих
врачебной квалификации, а
подлежащих осуществлению хорошо подготовленным сестринским персоналом;
- принижением роли сестринского
персонала в лечебном процессе, функции
которого сводятся к выполнению технической работы, часто не требующей профессиональной
подготовки.
Последнему фактору способствует исчезновение категории
младшего медицинского персонала, функции
которого вынужден брать на себя
сестринский персонал в
ущерб своей профессиональной деятельности.
Осуществление необходимых изменений
в кадровой политике
в области здравоохранения требует научно - обоснованных подходов
к планированию, подготовке и
использованию сестринских кадров, эффективного управления
сестринским персоналом, обеспечения рационального соотношения и партнерства между
врачами и сестринским
персоналом.
Более 20 факультетов образовательных
учреждений высшего медицинского образования страны
осуществляют подготовку
менеджеров - руководителей сестринского персонала, однако, в настоящее время, остается не
решенной проблема с
их трудоустройством. В
подавляющем большинстве случаев старшими
и главными медицинскими сестрами
лечебно - профилактических учреждений работают
специалисты, проявившие определенные организаторские способности, но не обладающие
необходимыми знаниями в области
менеджмента, психологии, педагогики, экономики, права и др. Эти специалисты нуждаются в дополнительной
подготовке в медицинских образовательных учреждениях по специальности "сестринское дело".
Зарубежный опыт организации
сестринского дела показывает, что
деятельность сестринского персонала
меняется, и на
смену традиционной практике медсестер в больницах приходят новые виды помощи, связанные
не только с
болезнями или патологическими состояниями, но
и с проблемами
сохранения и поддержания индивидуального и общественного
здоровья.
В реформировании сестринского дела возможно использование международного опыта.
Однако, очевидна бесперспективность его использования
без проведения глубокого
анализа, необходимой
коррекции и адаптации к социально - экономическим условиям нашей страны, а также сложившимся традициям, которые
могут оказывать
сдерживающее влияние на
успешность реформирования
сестринского дела.
Для проведения реформ
в сестринском деле
в Российской Федерации требуется
решение следующих проблем:
- совершенствование системы
профессиональной подготовки и использования сестринского персонала;
- совершенствование нормативной правовой, материально -
технической и организационно - методической базы;
- совершенствование управления
сестринской деятельностью;
- информационное обеспечение
организации сестринского дела.
Актуальность проблемы, необходимость реализации положений
Концепции развития здравоохранения и медицинской науки
в Российской Федерации требуют
принятия комплекса мер
в виде отраслевой Программы
развития сестринского дела
в Российской Федерации.
Приоритетами данной Программы
являются:
- всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению;
- обеспечение эффективного
управления сестринским персоналом;
- повышение уровня квалификации
сестринского персонала;
- формирование медицинской сестры
новой формации, высоко квалифицированного специалиста, способного к принятию решения и в пределах
своей компетенции обладающего самостоятельностью;
- деятельность сестринского персонала, направленная на профилактику заболеваний, укрепление
здоровья и повышение качества жизни населения.
Достижение приоритетов
Программы осуществляется:
- разработкой правовых и
экономических механизмов, обеспечивающих дальнейшее развитие и
совершенствование сестринского дела;
- совершенствованием системы
профессиональной подготовки сестринского персонала;
- использованием современных и экономически приемлемых организационных форм и ресурсосберегающих технологий в работе сестринского персонала,
обеспечивающих качество медицинской
и медико-социальной помощи, профилактическую направленность, повышение
удовлетворенности населения предоставляемой
медицинской помощью;
- информационным, научно
- методическим и
материально - техническим обеспечением сестринской деятельности.
Предполагается последовательное
и постепенное реформирование сестринского
дела, с сохранением
накопленного потенциала и максимальным использованием имеющихся
сестринских кадров в системе здравоохранения.
Цель и задачи Отраслевой
программы
Программа ставит целью
формирование условий для
повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала
в оказании
медико-санитарной и медико-социальной помощи населению, конкретизируя и реализуя ее направления и
положения, связанные со всеми аспектами
сестринского дела.
Достижение цели Отраслевой
программы предполагает решение ряда задач:
- совершенствование нормативной
правовой, организационно -
методической и материально - технической базы для
реформирования сестринского дела;
- совершенствование системы
подготовки, повышения квалификации и использования сестринских кадров;
- содействие созданию условий
для развития и совершенствования сестринского дела;
- совершенствование системы
управления сестринской деятельностью;
- развитие новых
организационных форм и технологий сестринской деятельности;
- повышение эффективности использования кадровых и
финансовых ресурсов в здравоохранении;
- обеспечение качества
сестринской деятельности;
- обеспечение развития научных исследований в
сестринском деле;
- повышение профессионального и
социального статуса сестринского персонала;
- обеспечение социальной
защищенности сестринского персонала;
- содействие развитию профессиональных сестринских
ассоциаций и привлечение их к реформированию сестринского дела.
Основные направления реализации
Отраслевой программы
1. Нормативное правовое
обеспечение сестринской деятельности.
Предусматривается
совершенствование правовых основ организации сестринской деятельности. Предполагается подготовка
пакета нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих
сестринскую деятельность в лечебно - профилактических учреждениях, а также
учреждениях
медико-социальной помощи,
разработка документов, определяющих организационную структуру, формы,
объем и характер сестринской деятельности.
Требуется осуществить
комплекс мероприятий по
созданию стандартов / протоколов
профессиональной
сестринской деятельности лечебно
- профилактических учреждений, их
апробации и дальнейшего внедрения в практику в субъектах Российской Федерации,
разработать методические
рекомендации по ведению сестринского процесса, сестринскую
документацию наблюдения за пациентом.
Предполагается разработка:
методических рекомендаций по
пересмотру дифференцированной
нагрузки на сестринский персонал лечебно - профилактических учреждений;
предложений по методике оплаты
труда специалистов сестринского дела в зависимости от качества, объема
выполняемой работы и уровня образования на основе новых технологий сестринской
деятельности;
отраслевых нормативных правовых
актов по охране
труда в учреждениях
здравоохранения.
2. Основные направления
деятельности и совершенствование организации работы
сестринского персонала.
Исходя из роли
сестринской деятельности в
оптимизации использования
ресурсов, улучшении медицинского обслуживания населения
и реализации положений Концепции развития здравоохранения и
медицинской науки в
Российской Федерации,
настоящей Программой предусматривается комплекс мероприятий,
выполняемых с использованием регионального и международного опыта
развития и совершенствования сестринского дела:
разработка модели деятельности
специалистов сестринского дела с учетом
реструктуризации
стационарной помощи, расширения амбулаторно - поликлинической
сети с поэтапным переходом к общей врачебной (семейной) практике и
изменения соотношения врачей и сестринского персонала в сторону
увеличения последних;
разработка модели деятельности специалистов сестринского дела
медико - социальных отделений, включая
специалистов с повышенным уровнем образования и высшим медицинским образованием по
специальности "сестринское дело";
разработка перечня должностей
для специалистов с повышенным
уровнем образования и
высшим медицинским образованием по специальности "сестринское дело" для учреждений
здравоохранения;
переход к 3-х степенной
системе обслуживания в
больничных учреждениях и введение
в штатное расписание должности младшей медицинской
сестры по уходу.
Предполагается разработка
сестринских программ по формированию здорового
образа жизни, планированию семьи и предупреждению социально значимых заболеваний:
артериальной гипертонии,
пульмонологических,
эндокринологических,
гастроэнтерологических, аллергических
заболеваний, а также
заболеваний, передающихся
половым путем и др. для использования в работе с
пациентами, семьями и в организованных коллективах;
пересмотр Положения о
специалисте сестринского дела фельдшерско - акушерского пункта
(ФАП) с учетом
современных условий;
поэтапное проведение аттестации
рабочих мест специалистов сестринского дела в соответствии со стандартами их профессиональной
деятельности.
3. Развитие системы
профессионального образования и кадровой политики в области сестринского
дела.
Предусматривается комплекс мер
по совершенствованию системы
профессионального образования средних
и высших медицинских образовательных учреждений
по подготовке сестринских
кадров, а также совершенствование
кадровой политики в области сестринского дела, с учетом реформирования
системы здравоохранения.
Предполагается развитие профессиональной подготовки и
повышения квалификации сестринских кадров с учетом реструктуризации отрасли, в том числе перехода к общей врачебной (семейной) практике.
Предусматривается продолжить
разработку методической документации
по проведению итоговой государственной
аттестации выпускников средних и высших медицинских образовательных учреждений
по подготовке сестринских кадров;
обеспечение учебно -
методической литературой средних и высших медицинских образовательных
учреждений по подготовке сестринских кадров;
разработка программы
взаимодействия медицинских образовательных
и лечебно -
профилактических
учреждений по обеспечению практической подготовки специалистов сестринского дела;
формирование целевого заказа
на подготовку специалистов в медицинских образовательных учреждениях для
обеспечения средних учебных
заведений педагогическими кадрами;
разработка программ по
организации повышения квалификации и переподготовки
руководителей и преподавателей медицинских образовательных учреждений.
Предполагается
формирование банка унифицированных тестовых заданий для
проведения сертификации и
аттестации сестринского
персонала, разработка рекомендаций по созданию в образовательных
учреждениях служб содействия в трудоустройстве выпускников.
4. Развитие научных
исследований в сестринском деле.
Предусматривается
обеспечение реализации программы
научных исследований по приоритетным направлениям в области
сестринского дела и прикладным дисциплинам на 2001-2005 годы.
Предполагается разработка новых
и усовершенствование существующих
технологий подготовки специалистов со средним и высшим
медицинским образованием по
специальности "сестринское
дело".
Планируется обеспечение регулярного проведения научно -
практических конференций по
актуальным проблемам в
области сестринского дела.
Научное сопровождение
реализации Программы будет способствовать
ускорению процесса реформирования сестринского дела.
5. Информационное обеспечение и управление сестринской деятельностью.
Необходимо проводить работу
по формированию позитивного общественного мнения
о сестринской деятельности в системе
здравоохранения. Важным является издание и распространение среди
медицинских работников, населения специальных печатных
информационных материалов о
важности вклада сестринской деятельности в процесс
улучшения здоровья и
повышения качества жизни населения.
Планируется создание информационных систем и расширение коммуникативных связей в
сестринском деле.
Предусматривается разработка и
поэтапное внедрение автоматизированных
рабочих мест (АРМ),
что позволит эффективно управлять сестринской деятельностью и обеспечит
контроль качества медицинской помощи,
предоставляемой сестринским персоналом.
6. Развитие профессиональных
сестринских объединений, ассоциаций и союзов.
Предусматривается разработка и
заключение соглашения о сотрудничестве между Минздравом России и Межрегиональной ассоциацией медицинских
сестер России, а также развитие сотрудничества Межрегиональной и
региональных сестринских ассоциаций с
международными ассоциациями и
профессиональными объединениями в области сестринского дела.
Ресурсное обеспечение
Отраслевой программы
Отраслевая программа реализуется за счет средств федерального
бюджета и привлекаемых для ее выполнения внебюджетных источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Механизм реализации Отраслевой
программы, организация и контроль за ее исполнением
Отраслевая программа развития
сестринского дела в Российской Федерации осуществляется в рамках Концепции развития
здравоохранения и медицинской
науки в Российской
Федерации, одобренной
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997
года N 1387 "О мерах по
стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки
в Российской Федерации".
Реализация Отраслевой программы
определяется планом мероприятий с указанием
сроков и ответственных исполнителей указанных мероприятий.
Основные направления и
положения Отраслевой программы ежегодно уточняются и корректируются,
исходя из хода
ее выполнения и эффективности использования выделенных
средств.
Управление и контроль за ходом
реализации Отраслевой программы осуществляется Министерством здравоохранения
Российской Федерации. Координацию работ
по реализации Отраслевой
программы развития
сестринского дела в
Российской Федерации осуществляет Совет Минздрава России по сестринскому делу.
Ожидаемые конечные результаты
реализации Отраслевой программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Отраслевой Программой
развития сестринского дела в Российской Федерации, позволит:
- укрепить систему мер,
способствующих развитию оказания менее затратной медицинской помощи населению;
- совершенствовать систему
подготовки и повышения квалификации специалистов сестринского дела
- удовлетворять спрос
населения на доступную и эффективную медицинскую и
медико-социальную помощь,
оказываемую специалистами сестринского дела;
- рационально использовать
кадровые и финансовые ресурсы;
- провести реструктуризацию учреждений
здравоохранения с привлечением сестринского персонала, что позволит
реально увеличить профилактическую направленность медицинской помощи.
Реализация Отраслевой программы
заложит основу дальнейшего развития сестринского дела в Российской
Федерации, позволит
осуществить переход субъектов Российской Федерации на
ресурсосберегающие модели сестринской деятельности, снизит
заболеваемость, сократит уровень госпитализации и длительность
госпитального этапа, создаст предпосылки для улучшения показателей состояния
здоровья населения.
Приложение N 2
к приказу
Министерства
здравоохранения
Российской
Федерации
от 09.01.2001 г. N 4
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО
РЕАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ
СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
------------------------------------------------------------------
| N/N| Наименование мероприятия |Срок
| Ответственные |
| | |исполне- | исполнители |
| | |ния | |
|----------------------------------------------------------------|
| 1. Нормативное правовое
обеспечение сестринской деятельности. |
|----------------------------------------------------------------|
|1.1.|Разработать нормативные
правовые|2001- |Минздрав России,|
| |документы, определяющие реформи-|2002 гг. |НИИ социальной|
| |рование организационной структу-| |гигиены, |
| |ры, содержания и характера сест-| |экономики и|
| |ринской деятельности. |
|управления |
| | | |здравоохранением|
| | | |им. Н.А.Семашко|
| | | |РАМН (по |
| | | |согласованию) |
| | | | |
|1.2.|Осуществить комплекс
мероприятий|2001- |Минздрав России,|
| |по созданию
стандартов/протоко-|2005 гг. |НИИ
социальной|
| |лов профессиональной сестринской| |гигиены, |
| |деятельности лечебно - профилак-| |экономики и|
| |тических учреждений. |
|управления |
| | | |здравоохранением|
| | | |им. Н.А.Семашко|
| | | |РАМН (по |
| | | |согласованию) |
| | | | |
|1.3.|Разработать новые методические|2001- |Минздрав России,|
| |рекомендации по определению диф-|2002 гг. |НИИ социальной|
| |ференцированной
нагрузки на| |гигиены, |
| |сестринский персонал
лечебно -| |экономики и|
| |профилактических
учреждений, с| |управления |
| |учетом реформирования
сестринс-|
|здравоохранением|
| |кой деятельности. |
|им. Н.А.Семашко|
| | | |РАМН (по |
| | | |согласованию) |
| | | | |
|1.4.|Разработать предложения
по мето-|2001-2002|Минздрав России,|
| |дике оплаты труда сестринского|гг. |НИИ социальной|
| |персонала в зависимости от ка-| |гигиены, |
| |чества, объема выполняемой рабо-| |экономики и|
| |ты и уровня образования на осно-| |управления |
| |ве новых технологий
сестринской|
|здравоохранением|
| |деятельности. |
|им. Н.А.Семашко|
| | | |РАМН (по |
| | | |согласованию) |
| | | | |
|1.5.|Разработать отраслевые
норматив-|2001-2002|Минздрав России,|
| |ные правовые акты по охране тру-|гг. |НИИ социальной |
| |да в учреждениях здравоохране-| |гигиены, |
| |ния. | |экономики и|
| |
| |управления |
| | | |здравоохранением|
| | | |им. Н.А.Семашко|
| | | |РАМН (по |
| | | |согласованию) |
|----------------------------------------------------------------|
| 2. Основные направления деятельности и совершенствование |
| организации работы сестринского персонала. |
|----------------------------------------------------------------|
|2.1.|Разработать модели деятельности|2001- |Минздрав России,|
| |специалистов сестринского дела. |2002 гг. |НИИ социальной|
| |
| |гигиены, |
| | | |экономики и|
| | | |управления |
| | | |здравоохранением|
| | | |им.
Н.А.Семашко|
| | | |РАМН (по |
| | | |согласованию) |
| | | | |
|2.2.|Разработать
перечень должностей|2001- |Минздрав России |
| |для специалистов с повышенным
и|2002 гг. | |
| |высшим медицинским
образованием| | |
| |по специальности "сестринское| | |
| |дело" для учреждений здравоохра-| | |
| |нения. |
| |
| | | | |
|2.3.|Обеспечить переход к
3-х степен-|2001- |Минздрав России |
| |ной системе обслуживания пациен-|2005 гг. | |
| |тов в федеральных больничных уч-| | |
| |реждениях. |
| |
| | | | |
|2.4.|Разработать сестринские
програм-|2001- |Минздрав России,|
| |мы по формированию здорового об-|2002 гг. |ГНИЦ |
| |раза жизни,
планированию семьи,|
|профилактической|
| |предупреждению
социально значи-|
|медицины |
| |мых заболеваний. |
|Минздрава России|
| | | | |
|2.5.|Пересмотреть
Положение о сест-|2001- |Минздрав
России |
| |ринском персонале
фельдшерско -|2002 гг. |
|
| |акушерского пункта, утвержденном| | |
| |приказом МЗСССР N 900 от 26 сен-| | |
| |тября 1978 года "О штатных нор-| | |
| |мативах фельдшерско - акушерских| | |
| |пунктов" с учетом новых требова-| | |
| |ний современных условий. | | |
| | | | |
|2.6.|Провести поэтапно
аттестацию ра-|2001- |Минздрав России
|
| |бочих мест специалистов сест-|2005 гг. |
|
| |ринского дела в
соответствии со| | |
| |стандартами их
профессиональной| | |
| |деятельности. |
| |
|----------------------------------------------------------------|
| 3. Развитие системы профессионального образования и кадровой |
| политики в области сестринского дела |
|----------------------------------------------------------------|
|3.1.|Разработать
методическую доку-|2001 г. |Минздрав России,|
| |ментацию по проведению
итоговой| |ВУНМЦ по
|
| |государственной
аттестации вы-| |непрерывному |
| |пускников средних и высших меди-| |медицинскому и |
| |цинских образовательных учрежде-| |фармацевтичес- |
| |ний по подготовке сестринского| |кому образованию|
| |персонала. |
|Минздрава России|
| | | | |
|3.2.|Обеспечить создание
учебно - ме-|2001- |Минздрав России,|
| |тодической литературы
для сред-|2005 гг. |ВУНМЦ по |
| |них и высших медицинских учебных| |непрерывному |
| |заведений по подготовке
сест-| |медицинскому и |
| |ринского персонала. |
|фармацевтичес- |
| | | |кому образованию|
| | | |Минздрава России|
| | | | |
|3.3.|Разработать
программы взаимо-|2002 г. |Минздрав России,|
| |действия учебных
медицинских и| |ВУНМЦ по |
| |лечебно - профилактических уч-| |непрерывному |
| |реждений по обеспечению
практи-|
|медицинскому и |
| |ческой подготовки сестринского| |фармацевтичес- |
| |персонала. |
|кому образованию|
| | | |Минздрава России|
| | | | |
|3.4.|Сформировать
целевой заказ на|2001 г. |Минздрав России,|
| |подготовку
специалистов в меди-|
|ВУНМЦ по |
| |цинских образовательных учрежде-| |непрерывному |
| |ниях для обеспечения
средних|
|медицинскому и |
| |учебных заведений педагогически-| |фармацевтичес- |
| |ми кадрами. |
|кому образованию|
| | | |Минздрава России|
| | | | |
|3.5.|Разработать программы
по повыше-|2001 г. |Минздрав России,|
| |нию квалификации и переподготов-| |ВУНМЦ по |
| |ке руководителей и
преподавате-| |непрерывному |
| |лей медицинских
образовательных|
|медицинскому и |
| |учреждений,
осуществляющих обу-|
|фармацевтичес- |
| |чение сестринского звена. | |кому
образованию|
| | | |Минздрава России|
| |
| | |
|3.6.|Сформировать банк унифицирован-|2001 г. |Минздрав России,|
| |ных тестовых заданий
для прове-| |ВУНМЦ по
|
| |дения сертификации и
аттестации|
|непрерывному |
| |сестринского персонала. |
|медицинскому и |
| | | |фармацевтичес- |
| | | |кому образованию|
| | | |Минздрава России|
| | | | |
|3.7.|Разработать
рекомендации по соз-|2001 г. |Минздрав
России,|
| |данию в средних медицинских
об-| |ВУНМЦ по
|
| |разовательных
учреждениях служб|
|непрерывному |
| |содействия в трудоустройстве вы-| |медицинскому и |
| |пускников. |
|фармацевтичес- |
| | | |кому образованию|
| | | |Минздрава России|
|----------------------------------------------------------------|
| 4. Развитие научных исследований в сестринском деле. |
|----------------------------------------------------------------|
|4.1.|Обеспечить
реализацию программы|2001- |Минздрав России,|
| |научных исследований
по приори-|2005 гг. |ММА им. |
| |тетным
направлениям в области| |И.М.Сеченова |
| |сестринского дела и прикладным| |Минздрава России|
| |дисциплинам на 2001-2005 годы. | | |
| | | | |
|4.2.|Разработать новые и
усовершенст-|2001- |Минздрав России,|
| |вовать
существующие технологии|2005 гг.
|ММА им. |
| |подготовки специалистов со сред-| |И.М.Сеченова |
| |ним медицинским и высшим меди-| |Минздрава России|
| |цинским образованием
по специ-| |ВУНМЦ по |
| |альности "сестринское дело". |
|непрерывному |
| | | |медицинскому и |
| | | |фармацевтичес- |
| | | |кому образованию|
| | | |Минздрава России|
| | | | |
|4.3.|Обеспечить регулярное
проведение|2001- |Минздрав России,|
| |научно - практических
конферен-|2005 гг. |ММА
им. |
| |ций по актуальным
проблемам в|
|И.М.Сеченова |
| |области сестринского дела. | |Минздрава
России|
|----------------------------------------------------------------|
| 5. Информационное обеспечение и управление сестринской |
| деятельностью |
|----------------------------------------------------------------|
|5.1.|Разработать и
апробировать моде-|2001- |Минздрав
России,|
| |ли
автоматизированных рабочих|2005
гг. |НИИ социальной|
| |мест для руководителей сестринс-| |гигиены, |
| |кого звена. | |экономики и|
| | | |управления |
| | | |здравоохранением|
| | | |им. Н.А.Семашко|
| | | |РАМН (по |
| | | |согласованию) |
| | | | |
|5.2.|Усилить роль Совета
Минздрава|2001- |Минздрав
России |
| |России по
сестринскому делу в|2005 гг. | |
| |реализации Отраслевой
программы| | |
| |развития сестринского дела. | | |
| | | | |
|5.3.|Организовать на
страницах изда-|2001 г. |Минздрав России |
| |ния
"Медицинская газета"
сест-| | |
| |ринскую рубрику. |
| |
| | | | |
|5.4.|Создать раздел "Медицинская|2001 г. |Минздрав России |
| |сестра" на сайте
Минздрава Рос-| | |
| |сии в Интернете. |
| |
| | | | |
|5.5.|Разработать условия для
проведе-|2001 г. |Минздрав России,|
| |ния конкурса на лучшую медицинс-| |Межрегиональная |
| |кую сестру, менеджера
сестринс-| |ассоциация |
| |кого дела. |
|медицинских |
| | | |сестер России |
| | | | |
|5.6.|Обеспечить подготовку и
проведе-|2002 г. |Минздрав России,|
| |ние II-го Всероссийского
съезда| |Межрегиональная
|
| |специалистов сестринского дела. | |ассоциация |
| |
| |медицинских |
| | | |сестер России |
|----------------------------------------------------------------|
| 6. Развитие профессиональных сестринских объединений, |
| ассоциаций и союзов. |
|----------------------------------------------------------------|
|6.1.|Разработать соглашение
о сотруд-|2001 г. |Минздрав России,|
| |ничестве между Минздравом России| |Межрегиональная |
| |и
Межрегиональной
ассоциацией| |ассоциация |
| |медицинских сестер России в
об-| |медицинских |
| |ласти сестринского дела. | |сестер
России |
| |
| | |
|6.2.|Установить партнерские
отношения|2001 г. |Минздрав России,|
| |с Международным Союзом медицинс-| |Межрегиональная |
| |ких сестер для обмена опытом в| |ассоциация |
| |области сестринского дела. |
|медицинских |
| | | |сестер России |
| | | | |
|6.3.|Обеспечить
взаимодействие с сот-|2001 г. |Минздрав
России |
| |рудничающим с ВОЗ
центром по| | |
| |сестринскому делу. |
| |
------------------------------------------------------------------
Пояснительная записка к
Отраслевой программе развития сестринского дела
в Российской Федерации
Основанием для разработки
настоящей Отраслевой программы является Концепция развития здравоохранения и
медицинской науки в Российской
Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской
Федерации от 5
ноября 1997 года N 1387 "О
мерах по стабилизации и развитию
здравоохранения и медицинской
науки в Российской
Федерации".
Объектом программы является
сестринское дело -
важнейшая составная часть системы
здравоохранения, располагающая значительными кадровыми
ресурсами и реальными
потенциальными возможностями
для удовлетворения потребностей населения в доступной и
приемлемой медицинской помощи.
С переходом к
системе обязательного медицинского страхования (ОМС) возникла потребность
в новой ресурсосберегающей системе организации в здравоохранении. В сложившейся ситуации сестринский персонал, составляющий самую многочисленную категорию работников здравоохранения, и предоставляемые им услуги, рассматриваются
как ценный ресурс здравоохранения для удовлетворения потребностей населения в
доступной и экономически эффективной медицинской
помощи.
Как показывает мировая
практика, рациональное
использование сестринских кадров ведет
к значительному улучшению
качества, доступности и экономичности медицинской помощи, эффективному использованию ресурсов
в здравоохранении, больше
внимания уделяется
профилактике заболеваний и
укреплению здоровья населения, так
как сестринской практике
присущи доступность,
разноплановость деятельности, ориентированность на отдельного пациента, семью и общественные группы.
Развитие сестринского дела
в стране сдерживается отсутствием совершенной нормативной правовой и
финансовой базы, информационной поддержки,
научных исследований в сестринском деле. Отмечается несовершенство системы профессиональной подготовки специалистов
сестринского дела. В
отрасли сохраняется значительный
кадровый дисбаланс между врачами и сестринским
персоналом, продолжается
отток квалифицированных сестринских
кадров из государственных и муниципальных учреждений
здравоохранения, возрастает нагрузка на сестринский персонал,
неудовлетворенность персонала и социальная напряженность.
На решение данных проблем направлена разработанная
Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации.
Важная роль в реформе
здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению
медицинских услуг, усилении профилактической направленности,
решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее,
повышенный уровень образования и высшее
медицинское образование по специальности "сестринское
дело" и составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения.
Целью Отраслевой программы
развития сестринского дела
в Российской Федерации является формирование условий для повышения
эффективности и усиления роли сестринского
персонала в оказании медицинской и медико-социальной
помощи населению, конкретизируя и реализуя
ее направления и
положения, связанные со
всеми аспектами сестринского дела.
Для ее достижения предполагается реализация ряда задач,
в частности:
- совершенствование нормативной
правовой, организационно -
методической и материально - технической базы для
реформирования сестринского дела;
- совершенствование системы
подготовки, повышения квалификации и использования сестринских кадров;
- содействие созданию условий
для развития и совершенствования сестринского дела;
- совершенствование системы
управления сестринской деятельностью;
- развитие новых
организационных форм и технологий сестринской деятельности;
- повышение эффективности использования кадровых и
финансовых ресурсов в здравоохранении;
- обеспечение качества
сестринской деятельности;
- обеспечение развития
научных исследований в
сестринском деле;
- повышение профессионального и
социального статуса сестринского персонала;
- обеспечение социальной
защищенности сестринского персонала;
- содействие развитию профессиональных сестринских
ассоциаций и привлечение их к реформированию сестринского дела.
Приоритетными
направлениями Отраслевой программы
развития сестринского дела в
Российской Федерации являются:
- всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению;
- обеспечение эффективного
управления сестринским персоналом;
- повышение уровня квалификации
сестринского персонала;
- формирование медицинской сестры новой формации, высоко квалифицированного
специалиста, способного к принятию решения и, в пределах своей компетенции,
обладающего самостоятельностью;
- деятельность сестринского персонала,
направленная на профилактику
заболеваний, укрепление здоровья населения.
Отраслевая программа развития
сестринского дела в Российской Федерации реализуется в период с
2001 по 2005 годы.
Отраслевая программа
реализуется за счет средств
федерального бюджета, а также
внебюджетных средств и других
источников, не противоречащих
законодательству Российской Федерации.
Финансирование мероприятий в
рамках региональных программ развития сестринского дела предполагается осуществлять за счет средств бюджетов субъектов Российской
Федерации, в размерах, определяемых соответствующими решениями органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, а
также внебюджетных и других источников,
не противоречащих законодательству
Российской Федерации.
Реализация программных
мероприятий позволит:
- способствовать развитию менее
затратной медицинской помощи;
- совершенствовать систему
подготовки и повышения квалификации сестринского персонала для работы в лечебно - профилактических, медико-социальных
учреждениях;
- удовлетворить спрос
населения на доступную и эффективную медицинскую и
медико-социальную помощь;
- рациональному использованию
кадровых и финансовых ресурсов;
- провести реструктуризацию лечебно-профилактических учреждений с привлечением сестринского
персонала.
Реализация Отраслевой программы
заложит основу дальнейшего развития сестринского дела в Российской Федерации, осуществит переход субъектов Российской Федерации
на ресурсосберегающие
модели сестринской деятельности и создаст предпосылки
для улучшения показателей состояния
здоровья населения, снизит заболеваемость, сократит
уровень госпитализации и длительность госпитального этапа, в конечном итоге будет способствовать охране
здоровья граждан.
Исполнителями Отраслевой
программы развития сестринского дела
в Российской Федерации являются Министерство здравоохранения Российской Федерации, ММА им. И.М.Сеченова Минздрава России, ГНИЦ профилактической
медицины Минздрава России, ВУНМЦ по
непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России, НИИ
социальной гигиены, экономики
и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко РАМН (по
согласованию),
межрегиональная ассоциация
медицинских сестер России.
Управление и контроль
за реализацией Отраслевой
программы осуществляется
Минздравом России. Координирует работу по реализации Отраслевой
программы Совет Минздрава
России по сестринскому делу.
Основные направления и положения Отраслевой программы ежегодно
уточняются и корректируются, исходя из
хода ее выполнения и эффективности использования выделенных средств.