Минздрав РФ: Приказ от 09.01.2001 N 4
Утвержден 09.01.2001
ОБ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Скачать (24 Кб)

МФСС WEBAPTEKA.RU

 

 

 


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

От 9 января 2001 г. N 4

 

ОБ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

В соответствии   с Концепцией   развития  здравоохранения  и медицинской   науки   в   Российской    Федерации,    утвержденной Постановлением   Правительства   Российской  Федерации от 05.11.97 N 1387, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от  31.12.97  N  390  "О  мерах  по  улучшению сестринского дела в Российской Федерации",  а также резолюцией Первого  Всероссийского    съезда средних медицинских работников

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить отраслевую Программу развития сестринского дела в Российской Федерации (приложение N 1).

2. Утвердить план мероприятий по реализации Программы развития сестринского дела в Российской Федерации (приложение N 2).

3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации разработать региональные  Программы  развития сестринского   дела   и   план  мероприятий  с  учетом  отраслевой Программы.

4. Контроль   за  выполнением  приказа  возложить  на  Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации  Вялкова А.И.

 

                                                              Министр

                                                         Ю.Л.ШЕВЧЕНКО

 

 

 

 

                                                       Приложение N 1

                                               к приказу Министерства

                                                      здравоохранения

                                                 Российской Федерации

                                                 от 09.01.2001 г. N 4

 

                          ОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА

                       РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

                         В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

                                ПАСПОРТ

                          ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

           РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

       Наименование Программы   Развитие сестринского     дела      в

                                Российской Федерации

 

       Основание для разработки Концепция развития  здравоохранения и

       Программы                медицинской   науки   в    Российской

                                Федерации, утвержденная

                                постановлением правительства

                                Российской Федерации от 5 ноября 1997

                                года N 1387,

                                приказ Министерства   здравоохранения

                                Российской Федерации  от  31  декабря

                                1997 года N 390 "О мерах по улучшению

                                сестринского   дела   в    Российской

                                Федерации"

 

       Заказчик Программы       Министерство          здравоохранения

                                Российской Федерации

 

       Основные   разработчики  Министерство          здравоохранения

       Программы                Российской Федерации,

                                Московская медицинская  академия  им.

                                И.М.Сеченова Минздрава России,

                                Межрегиональная            ассоциация

                                медицинских сестер России

 

       Цель и задачи Программы  Формирование оптимальных  условий для

                                повышения  эффективности  и  усиления

                                роли    сестринского    персонала   в

                                оказании  медицинской  и   медико   -

                                социальной помощи населению:

                                - совершенствование       нормативной

                                правовой, материально - технической и

                                организационно  -  методической  базы

                                для   совершенствования   организации

                                работы сестринского персонала;

                                - совершенствование           системы

                                подготовки       и       эффективного

                                использования сестринских кадров;

                                - совершенствование           системы

                                управления сестринским персоналом;

                                - развитие новых организационных форм

                                и   технологий  оказания  медицинской

                                помощи сестринским персоналом;

                                - обеспечение    развития     научных

                                исследований в сестринском деле;

                                - повышение    профессионального    и

                                социального   статуса    сестринского

                                персонала;

                                - обеспечение социальной защищенности

                                специалистов сестринского дела;

                                - содействие развитию

                                профессиональных сестринских

                                ассоциаций   и   привлечение   их   к

                                реформированию в области

 

       Сроки и этапы реализации 2001-2005 гг.:

       Программы                первый этап - 2001-2002 гг.  включает

                                создание     нормативной    правовой,

                                материально    -    технической     и

                                организационной базы;

                                второй этап - 2003-2005 гг.  включает

                                реализацию  экономически  эффективных

                                форм  и  методов  работы сестринского

                                персонала

 

       Перечень       основных  - нормативное  правовое   обеспечение

       разделов Программы       сестринской деятельности;

                                - основные направления деятельности и

                                совершенствование организации  работы

                                сестринского персонала;

                                - развитие  системы профессионального

                                образования  и  кадровой  политики  в

                                области сестринского дела;

                                - развитие   научных  исследований  в

                                сестринском деле;

                                - информационное    обеспечение     и

                                управление сестринской деятельностью;

                                - развитие           профессиональных

                                сестринских объединений, ассоциаций и

                                союзов

 

       Исполнители    основных  Министерство здравоохранения

       мероприятий Программы    Российской Федерации,

                                ММА им. И.М.Сеченова Минздрава

                                России,

                                ГНИЦ профилактической медицины

                                Минздрава России,

                                ВУНМЦ по  непрерывному медицинскому и

                                фармацевтическому образованию

                                Минздрава России,

                                НИИ социальной гигиены,  экономики  и

                                управления    здравоохранением    им.

                                Н.А.Семашко РАМН (по согласованию),

                                Межрегиональная ассоциация

                                медицинских сестер России

 

       Источники финансирования Средства федерального бюджета,

       Программы                внебюджетные средства   и   другие

                                источники, не противоречащие

                                законодательству Российской Федерации

 

       Ожидаемые     конечные   Повышение медицинской и экономической

       результаты               эффективности деятельности лечебно  -

                                профилактических  учреждений,  исходя

                                из   показателей   эффективности    и

                                качества      работы     сестринского

                                персонала

 

       Система      организации Управление и контроль за  реализацией

       контроля за исполнением  Программы  осуществляется  Минздравом

       Программы                России.    Координацию     выполнения

                                программных  мероприятий осуществляет

                                Совет     Минздрава     России     по

                                сестринскому      делу.      Основные

                                направления  и  положения   программы

                                ежегодно  уточняются,  исходя из хода

                                ее   выполнения    и    эффективности

                                использования средств

 

Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 

Комплекс политических, социально - экономических, демографических и экологических факторов,  возникших  в  последние годы  в  стране,  крайне  негативно сказался на состоянии здоровья населения.  Увеличение спроса на медицинские услуги происходит  на фоне   все   возрастающего   дефицита  материальных  и  финансовых ресурсов.  Финансирование здравоохранения из бюджетов всех уровней и  за счет средств обязательного медицинского страхования не может обеспечить население общедоступной бесплатной медицинской помощью.

Сестринское дело - важнейшая   составная   часть   системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными    потенциальными   возможностями   для   удовлетворения потребностей  населения  в  доступной  и  приемлемой   медицинской помощи.

Сестринский персонал  -   это   работники,   имеющие   среднее медицинское образование по специальностям Сестринское, Акушерское, Лечебное дело  и  допущенные  к  профессиональной  деятельности  в установленном порядке.

Разнообразие функций,  которые выполняет сестринский персонал, требует   понимания   факторов,   влияющих  на  здоровье,  причины болезней,  способов   их   лечения   и   реабилитации,   а   также экологических, социальных и иных условий, в которых осуществляется медицинская помощь и функционирует система здравоохранения.

Всемирная организация   здравоохранения   (ВОЗ)  рассматривает сестринский персонал как  реальный  потенциал  для  удовлетворения растущих потребностей населения к доступной медицинской помощи.

ВОЗ подтверждает,  что укрепление и развитие сестринского дела должны поддерживаться посредством:

разработки стратегии планирования трудовых ресурсов и подготовки сестринских кадров;

создания нормативной правовой базы для  развития  сестринского дела;

обеспечения условий для эффективной деятельности  сестринского персонала,  возможности полной реализации своего профессионального потенциала в  сотрудничестве  с  другими  категориями  медицинских работников.

На протяжении последних десятилетий в стране сестринскому делу не  уделялось  должного  внимания.  Это  привело  к  значительному отставанию в этой области здравоохранения от развития  современной науки  и  медицинских  технологий,  явилось  причиной выбывания из профессии квалифицированного сестринского персонала, повсеместного снижения  обеспеченности  лечебно  -  профилактических  учреждений сестринскими кадрами,  увеличения дисбаланса в  соотношении  между   врачами  и  медицинскими  сестрами,  и,  как следствие,  ухудшения качества оказываемой медицинской помощи.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 05.11.97 N 1387 "О мерах  по  стабилизации  и  развитию  здравоохранения  и медицинской    науки   в   Российской   Федерации"   предусмотрено осуществление  реформы,  направленной   на   повышение   качества, доступности   и  экономической  эффективности  медицинской  помощи населению в условиях формирования рыночных отношений.

Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и   качества    предоставляемых    населению    услуг,    усилении профилактической направленности, решении задач медико . социальной помощи  отводится  специалистам,   имеющим   среднее   медицинское образование,  повышенный  уровень образования и высшее медицинское образование по специальности  "сестринское  дело"  и  составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения.

В условиях экономических  преобразований  в  России  стратегия развития   сестринского  дела  должна  соответствовать  меняющимся потребностям здравоохранения,  быть социально  -  приемлемой,  при этом  гарантировать  высокое  качество оказания медицинской помощи населению.

Важнейшими детерминантами, определяющими потребность в развитии  сестринского  дела, являются: негативные медико-демографические  процессы,  в  особенности  снижение рождаемости и старение населения;

ухудшение состояния здоровья населения;  хронизация патологии; появление и распространение новых заболеваний,  в частности СПИДа; увеличение стоимости медицинских услуг.

Это требует более широкого использования  сестринских  кадров, усиления  деятельности  сестринского  персонала в профилактической направленности здравоохранения.

Роль, функции и организационные формы деятельности сестринского персонала меняются в соответствии с новыми  задачами, стоящими перед здравоохранением:

- развитием первичной медико - санитарной помощи, направленной на  профилактику заболеваний и укрепление здоровья,  гигиеническое обучение и воспитание населения;

- реструктуризацией  лечебно  -  профилактических  учреждений, направленной на сокращение сроков пребывания в стационаре;

- расширением объемов помощи на дому;

- увеличением реабилитационных мероприятий;

- формированием  больниц/отделений  с различной интенсивностью лечения и ухода;

- внедрением   хосписов   и оказанием паллиативной  помощи умирающим.

Перечисленные факторы требуют совершенствования образовательной  системы  подготовки  и   повышения   квалификации специалистов  сестринского  дела  с  учетом  потребностей  системы здравоохранения и состава сестринских кадров.

Препятствиями для  осуществления  необходимых преобразований в кадровой политике и сестринском образовании до настоящего  времени остаются  слабая  материально  -  техническая база образовательных учреждений, недостаточность специально      подготовленных педагогических кадров и др.

Решением Коллегии  Министерства   здравоохранения   Российской Федерации  от  20  апреля  1999  года  "О состоянии и перспективах развития  сестринского  дела  в  Российской  Федерации",  отмечена необходимость  развития и совершенствования среднего,  повышенного уровня  и  высшего  медицинского  образования   по   специальности "сестринское   дело",   разработки   и  внедрения  Государственных   образовательных   стандартов   по   всем   профилям   и    уровням квалификации, Государственных стандартов практической деятельности сестринского    персонала,    проведения    комплексных    научных исследований в сестринском деле.

В соответствии  с   решениями   Министерства   здравоохранения Российской   Федерации   принимаются   меры  по  совершенствованию качества  профессиональной  подготовки  специалистов  сестринского дела. Внесены изменения в   содержание   преподавания   с переориентацией на медико-санитарную  и  медико-социальную   профилактику,  обучение  новым  технологиям  сестринской практики, повышение   ответственности   и   этических   норм    деятельности сестринского персонала.

Система здравоохранения в целом страдает от несбалансированности    медицинских    кадров,    малоэффективного использования    сестринского персонала в практическом здравоохранении,  что  оказывает  существенное влияние на качество   медицинской  помощи.  Реальная  кадровая  диспозиция  "сестринский персонал  -  врачи"  сопровождается  взаимосвязанными  негативными тенденциями:

- увеличением   во  врачебной  деятельности  доли  медицинских услуг,  не  требующих   врачебной   квалификации,   а   подлежащих осуществлению хорошо подготовленным сестринским персоналом;

- принижением роли сестринского персонала в лечебном процессе, функции  которого сводятся к выполнению технической работы,  часто не требующей профессиональной подготовки.

Последнему фактору    способствует    исчезновение   категории младшего медицинского персонала,  функции которого вынужден  брать на  себя  сестринский  персонал  в  ущерб  своей  профессиональной деятельности.

Осуществление необходимых  изменений  в  кадровой  политике  в области здравоохранения требует научно - обоснованных  подходов  к планированию,   подготовке  и  использованию  сестринских  кадров, эффективного  управления   сестринским   персоналом,   обеспечения рационального   соотношения   и   партнерства   между   врачами  и сестринским персоналом.

Более 20   факультетов   образовательных   учреждений  высшего медицинского   образования    страны    осуществляют    подготовку менеджеров -  руководителей  сестринского  персонала,  однако,   в настоящее    время,   остается   не   решенной   проблема   с   их трудоустройством.  В подавляющем большинстве  случаев  старшими  и главными   медицинскими   сестрами   лечебно   -  профилактических учреждений   работают   специалисты,    проявившие    определенные организаторские   способности,   но   не  обладающие  необходимыми   знаниями в области менеджмента, психологии, педагогики, экономики, права и др.  Эти специалисты нуждаются в дополнительной подготовке в  медицинских  образовательных   учреждениях   по   специальности "сестринское дело".

Зарубежный опыт организации сестринского дела показывает,  что деятельность   сестринского   персонала   меняется,   и  на  смену традиционной практике медсестер в больницах  приходят  новые  виды помощи,  связанные  не  только  с  болезнями  или  патологическими состояниями,  но  и  с   проблемами   сохранения   и   поддержания индивидуального и общественного здоровья.

В реформировании  сестринского  дела  возможно   использование международного  опыта.  Однако,  очевидна  бесперспективность  его использования  без  проведения  глубокого   анализа,   необходимой коррекции  и  адаптации к социально - экономическим условиям нашей страны,  а также сложившимся традициям,  которые  могут  оказывать сдерживающее  влияние  на  успешность  реформирования сестринского дела.

Для проведения   реформ   в   сестринском  деле  в  Российской Федерации требуется решение следующих проблем:

- совершенствование   системы  профессиональной  подготовки  и использования сестринского персонала;

- совершенствование   нормативной   правовой,   материально - технической и организационно - методической базы;

- совершенствование управления сестринской деятельностью;

- информационное обеспечение организации сестринского дела.

Актуальность проблемы,   необходимость   реализации  положений Концепции  развития  здравоохранения   и   медицинской   науки   в Российской   Федерации  требуют  принятия  комплекса  мер  в  виде отраслевой  Программы  развития  сестринского  дела  в  Российской Федерации.

Приоритетами данной Программы являются:

- всеобщность,   социальная   справедливость   и   доступность медицинской помощи населению;

- обеспечение эффективного управления сестринским персоналом;

- повышение уровня квалификации сестринского персонала;

- формирование медицинской  сестры  новой  формации,  высоко квалифицированного специалиста,  способного к принятию решения и в пределах своей компетенции обладающего самостоятельностью;

- деятельность   сестринского   персонала,   направленная   на профилактику заболеваний, укрепление здоровья и повышение качества жизни населения.

Достижение приоритетов Программы осуществляется:

- разработкой правовых и экономических механизмов, обеспечивающих дальнейшее развитие и совершенствование сестринского дела;

- совершенствованием системы профессиональной подготовки сестринского персонала;

- использованием   современных   и   экономически   приемлемых организационных  форм и ресурсосберегающих технологий  в работе сестринского  персонала,  обеспечивающих качество медицинской  и медико-социальной  помощи,  профилактическую направленность, повышение удовлетворенности населения предоставляемой  медицинской помощью;

- информационным,  научно  -  методическим  и  материально - техническим обеспечением сестринской деятельности.

Предполагается последовательное и  постепенное  реформирование сестринского   дела,   с  сохранением  накопленного  потенциала  и максимальным использованием имеющихся сестринских кадров в системе здравоохранения.

 

Цель и задачи Отраслевой программы

 

Программа ставит  целью  формирование  условий  для  повышения эффективности и усиления роли сестринского  персонала  в  оказании медико-санитарной  и  медико-социальной  помощи населению, конкретизируя и реализуя ее направления и положения,  связанные со всеми аспектами сестринского дела.

Достижение цели Отраслевой программы предполагает решение ряда задач:

- совершенствование  нормативной  правовой,  организационно - методической  и  материально - технической базы для реформирования сестринского дела;

- совершенствование системы подготовки, повышения квалификации и использования сестринских кадров;

- содействие созданию условий для развития и совершенствования сестринского дела;

- совершенствование системы управления сестринской деятельностью;

- развитие новых организационных форм и технологий сестринской деятельности;

- повышение  эффективности использования кадровых и финансовых ресурсов в здравоохранении;

- обеспечение качества сестринской деятельности;

- обеспечение  развития  научных  исследований  в  сестринском деле;

- повышение профессионального и социального статуса сестринского персонала;

- обеспечение социальной защищенности сестринского персонала;

- содействие  развитию профессиональных сестринских ассоциаций и привлечение их к реформированию сестринского дела.

 

Основные направления реализации Отраслевой программы

 

1. Нормативное правовое обеспечение сестринской деятельности.

 

Предусматривается совершенствование правовых основ организации сестринской   деятельности. Предполагается подготовка пакета нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих сестринскую деятельность в лечебно - профилактических  учреждениях,  а  также  учреждениях   медико-социальной    помощи, разработка документов, определяющих организационную структуру,  формы,  объем и  характер  сестринской деятельности.

Требуется осуществить комплекс   мероприятий   по   созданию стандартов / протоколов  профессиональной  сестринской  деятельности лечебно - профилактических учреждений,  их апробации и дальнейшего внедрения в практику в субъектах Российской Федерации, разработать методические  рекомендации  по  ведению сестринского процесса, сестринскую документацию наблюдения за пациентом.

Предполагается разработка:

методических рекомендаций   по  пересмотру  дифференцированной нагрузки  на  сестринский  персонал  лечебно - профилактических учреждений;

предложений по методике оплаты труда специалистов сестринского дела в зависимости от качества, объема выполняемой работы и уровня образования на основе новых технологий сестринской деятельности;

отраслевых нормативных   правовых  актов  по  охране  труда  в учреждениях здравоохранения.

 

2. Основные  направления  деятельности   и   совершенствование организации работы сестринского персонала.

 

Исходя из   роли   сестринской   деятельности   в  оптимизации использования  ресурсов,   улучшении   медицинского   обслуживания населения    и    реализации    положений    Концепции    развития здравоохранения  и  медицинской  науки  в  Российской   Федерации, настоящей   Программой   предусматривается  комплекс  мероприятий, выполняемых с использованием регионального и международного  опыта   развития и совершенствования сестринского дела:

разработка модели деятельности специалистов сестринского  дела с   учетом   реструктуризации   стационарной   помощи,  расширения амбулаторно - поликлинической сети с поэтапным переходом  к  общей врачебной  (семейной)  практике  и  изменения соотношения врачей и сестринского персонала в сторону увеличения последних;

разработка модели  деятельности специалистов сестринского дела медико - социальных отделений,  включая специалистов с  повышенным уровнем   образования   и   высшим   медицинским  образованием  по специальности "сестринское дело";

разработка перечня  должностей  для  специалистов с повышенным уровнем  образования  и   высшим   медицинским   образованием   по специальности "сестринское дело" для учреждений здравоохранения;

переход к 3-х  степенной  системе  обслуживания  в  больничных учреждениях  и  введение  в  штатное  расписание должности младшей медицинской сестры по уходу.

Предполагается разработка сестринских программ по формированию здорового  образа  жизни,  планированию  семьи  и   предупреждению социально    значимых    заболеваний:   артериальной   гипертонии, пульмонологических,  эндокринологических,  гастроэнтерологических, аллергических   заболеваний,  а  также  заболеваний,  передающихся половым путем и др.  для  использования  в  работе  с  пациентами, семьями и в организованных коллективах;

пересмотр Положения   о    специалисте    сестринского    дела фельдшерско  -  акушерского  пункта  (ФАП)  с  учетом  современных условий;

поэтапное проведение   аттестации  рабочих  мест  специалистов сестринского   дела в соответствии со стандартами их профессиональной деятельности.

 

3. Развитие  системы  профессионального образования и кадровой политики в области сестринского дела.

 

Предусматривается комплекс  мер  по  совершенствованию системы профессионального  образования  средних   и   высших   медицинских образовательных  учреждений  по  подготовке сестринских кадров,  а также совершенствование кадровой политики в  области  сестринского дела, с учетом реформирования системы здравоохранения.

Предполагается развитие    профессиональной    подготовки    и повышения     квалификации    сестринских    кадров    с    учетом реструктуризации отрасли,  в том числе перехода к общей  врачебной (семейной) практике.

Предусматривается продолжить разработку методической документации  по  проведению итоговой государственной аттестации выпускников средних и высших медицинских образовательных учреждений по подготовке сестринских кадров;

обеспечение учебно - методической литературой средних и высших медицинских  образовательных  учреждений по подготовке сестринских кадров;

разработка программы взаимодействия медицинских образовательных  и  лечебно  -  профилактических   учреждений   по обеспечению   практической  подготовки  специалистов  сестринского дела;

формирование целевого  заказа  на  подготовку  специалистов  в медицинских образовательных учреждениях  для  обеспечения  средних учебных заведений педагогическими кадрами;

разработка программ по организации  повышения  квалификации  и переподготовки    руководителей   и   преподавателей   медицинских образовательных учреждений.

Предполагается формирование   банка  унифицированных  тестовых заданий для  проведения  сертификации  и  аттестации  сестринского персонала,  разработка  рекомендаций по созданию в образовательных учреждениях служб содействия в трудоустройстве выпускников.

 

4. Развитие научных исследований в сестринском деле.

 

Предусматривается обеспечение  реализации  программы   научных исследований  по  приоритетным направлениям в области сестринского дела и прикладным дисциплинам на 2001-2005 годы.

Предполагается разработка новых и усовершенствование существующих  технологий  подготовки  специалистов  со  средним  и высшим  медицинским  образованием  по  специальности  "сестринское дело".

Планируется обеспечение   регулярного   проведения   научно - практических  конференций  по  актуальным  проблемам   в   области сестринского дела.

Научное сопровождение реализации Программы будет способствовать   ускорению  процесса  реформирования  сестринского дела.

 

5. Информационное   обеспечение   и   управление   сестринской деятельностью.

 

Необходимо проводить   работу   по   формированию  позитивного общественного  мнения  о  сестринской   деятельности   в   системе здравоохранения.  Важным  является издание и распространение среди медицинских    работников,    населения    специальных    печатных информационных    материалов   о   важности   вклада   сестринской деятельности в процесс улучшения  здоровья  и  повышения  качества   жизни населения.

Планируется создание  информационных   систем   и   расширение коммуникативных связей в сестринском деле.

Предусматривается разработка и поэтапное внедрение автоматизированных  рабочих  мест  (АРМ),  что позволит эффективно управлять сестринской деятельностью и обеспечит контроль  качества медицинской помощи, предоставляемой сестринским персоналом.

 

6. Развитие профессиональных сестринских объединений, ассоциаций и союзов.

 

Предусматривается разработка и заключение   соглашения   о сотрудничестве   между   Минздравом   России и Межрегиональной ассоциацией  медицинских   сестер   России, а также развитие сотрудничества Межрегиональной и региональных   сестринских ассоциаций  с  международными  ассоциациями  и   профессиональными объединениями в области сестринского дела.

 

Ресурсное обеспечение Отраслевой программы

 

Отраслевая программа  реализуется за счет средств федерального бюджета и привлекаемых для ее выполнения внебюджетных  источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

 

Механизм реализации Отраслевой программы, организация и контроль за ее исполнением

 

Отраслевая программа развития сестринского дела  в  Российской Федерации    осуществляется в рамках Концепции развития здравоохранения  и  медицинской  науки  в  Российской   Федерации, одобренной  постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года  N 1387  "О  мерах  по  стабилизации  и  развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации".

Реализация Отраслевой программы определяется планом мероприятий   с  указанием  сроков  и  ответственных  исполнителей указанных мероприятий.

Основные направления и положения Отраслевой программы ежегодно уточняются и  корректируются,  исходя  из  хода  ее  выполнения  и эффективности использования выделенных средств.

Управление и контроль за ходом реализации Отраслевой программы осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации. Координацию работ  по  реализации  Отраслевой  программы  развития сестринского   дела  в  Российской  Федерации  осуществляет  Совет Минздрава России по сестринскому делу.

 

Ожидаемые конечные результаты реализации Отраслевой программы

 

Реализация мероприятий,  предусмотренных Отраслевой Программой развития сестринского дела в Российской Федерации, позволит:

- укрепить систему мер, способствующих развитию оказания менее затратной медицинской помощи населению;

- совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации специалистов сестринского дела

- удовлетворять  спрос  населения  на  доступную и эффективную медицинскую   и   медико-социальную   помощь, оказываемую специалистами сестринского дела;

- рационально использовать кадровые и финансовые ресурсы;

- провести   реструктуризацию   учреждений  здравоохранения  с привлечением  сестринского   персонала,   что   позволит   реально увеличить профилактическую направленность медицинской помощи.

Реализация Отраслевой  программы  заложит  основу  дальнейшего развития   сестринского  дела  в  Российской  Федерации,  позволит осуществить   переход   субъектов Российской Федерации на ресурсосберегающие   модели   сестринской   деятельности,   снизит заболеваемость,  сократит уровень  госпитализации  и  длительность госпитального этапа, создаст предпосылки для улучшения показателей состояния здоровья населения.

 

 

 

 

                                                       Приложение N 2

                                               к приказу Министерства

                                                      здравоохранения

                                                 Российской Федерации

                                                 от 09.01.2001 г. N 4

 

                                  ПЛАН

             МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

                       РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

                         В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

   ------------------------------------------------------------------

   | N/N|   Наименование мероприятия     |Срок     |  Ответственные |

   |    |                                |исполне- |   исполнители  |

   |    |                                |ния      |                |

   |----------------------------------------------------------------|

   | 1. Нормативное правовое обеспечение сестринской деятельности.  |

   |----------------------------------------------------------------|

   |1.1.|Разработать нормативные правовые|2001-    |Минздрав России,|

   |    |документы, определяющие реформи-|2002 гг. |НИИ   социальной|

   |    |рование организационной структу-|         |гигиены,        |

   |    |ры, содержания и характера сест-|         |экономики      и|

   |    |ринской деятельности.           |         |управления      |

   |    |                                |         |здравоохранением|

   |    |                                |         |им.  Н.А.Семашко|

   |    |                                |         |РАМН        (по |

   |    |                                |         |согласованию)   |

   |    |                                |         |                |

   |1.2.|Осуществить комплекс мероприятий|2001-    |Минздрав России,|

   |    |по созданию  стандартов/протоко-|2005 гг. |НИИ   социальной|

   |    |лов профессиональной сестринской|         |гигиены,        |

   |    |деятельности лечебно - профилак-|         |экономики      и|

   |    |тических учреждений.            |         |управления      |

   |    |                                |         |здравоохранением|

   |    |                                |         |им.  Н.А.Семашко|

   |    |                                |         |РАМН        (по |

   |    |                                |         |согласованию)   |

   |    |                                |         |                |

   |1.3.|Разработать новые   методические|2001-    |Минздрав России,|

   |    |рекомендации по определению диф-|2002 гг. |НИИ   социальной|

   |    |ференцированной    нагрузки   на|         |гигиены,        |

   |    |сестринский персонал  лечебно  -|         |экономики      и|

   |    |профилактических  учреждений,  с|         |управления      |

   |    |учетом реформирования  сестринс-|         |здравоохранением|

   |    |кой деятельности.               |         |им.  Н.А.Семашко|

   |    |                                |         |РАМН        (по |

   |    |                                |         |согласованию)   |

   |    |                                |         |                |

   |1.4.|Разработать предложения по мето-|2001-2002|Минздрав России,|

   |    |дике оплаты  труда  сестринского|гг.      |НИИ   социальной|

   |    |персонала  в  зависимости от ка-|         |гигиены,        |

   |    |чества, объема выполняемой рабо-|         |экономики      и|

   |    |ты и уровня образования на осно-|         |управления      |

   |    |ве новых технологий  сестринской|         |здравоохранением|

   |    |деятельности.                   |         |им.  Н.А.Семашко|

   |    |                                |         |РАМН        (по |

   |    |                                |         |согласованию)   |

   |    |                                |         |                |

   |1.5.|Разработать отраслевые норматив-|2001-2002|Минздрав России,|

   |    |ные правовые акты по охране тру-|гг.      |НИИ  социальной |

   |    |да  в  учреждениях здравоохране-|         |гигиены,        |

   |    |ния.                            |         |экономики      и|

   |    |                                |         |управления      |

   |    |                                |         |здравоохранением|

   |    |                                |         |им.  Н.А.Семашко|

   |    |                                |         |РАМН        (по |

   |    |                                |         |согласованию)   |

   |----------------------------------------------------------------|

   |    2. Основные направления деятельности и совершенствование    |

   |             организации работы сестринского персонала.         |

   |----------------------------------------------------------------|

   |2.1.|Разработать модели  деятельности|2001-    |Минздрав России,|

   |    |специалистов сестринского дела. |2002 гг. |НИИ   социальной|

   |    |                                |         |гигиены,        |

   |    |                                |         |экономики      и|

   |    |                                |         |управления      |

   |    |                                |         |здравоохранением|

   |    |                                |         |им.  Н.А.Семашко|

   |    |                                |         |РАМН        (по |

   |    |                                |         |согласованию)   |

   |    |                                |         |                |

   |2.2.|Разработать перечень  должностей|2001-    |Минздрав России |

   |    |для специалистов с повышенным  и|2002 гг. |                |

   |    |высшим  медицинским образованием|         |                |

   |    |по  специальности   "сестринское|         |                |

   |    |дело" для учреждений здравоохра-|         |                |

   |    |нения.                          |         |                |

   |    |                                |         |                |

   |2.3.|Обеспечить переход к 3-х степен-|2001-    |Минздрав России |

   |    |ной системе обслуживания пациен-|2005 гг. |                |

   |    |тов в федеральных больничных уч-|         |                |

   |    |реждениях.                      |         |                |

   |    |                                |         |                |

   |2.4.|Разработать сестринские програм-|2001-    |Минздрав России,|

   |    |мы по формированию здорового об-|2002 гг. |ГНИЦ            |

   |    |раза жизни,  планированию семьи,|         |профилактической|

   |    |предупреждению  социально значи-|         |медицины        |

   |    |мых заболеваний.                |         |Минздрава России|

   |    |                                |         |                |

   |2.5.|Пересмотреть Положение  о  сест-|2001-    |Минздрав России |

   |    |ринском  персонале фельдшерско -|2002 гг. |                |

   |    |акушерского пункта, утвержденном|         |                |

   |    |приказом МЗСССР N 900 от 26 сен-|         |                |

   |    |тября 1978 года "О штатных  нор-|         |                |

   |    |мативах фельдшерско - акушерских|         |                |

   |    |пунктов" с учетом новых требова-|         |                |

   |    |ний современных условий.        |         |                |

   |    |                                |         |                |

   |2.6.|Провести поэтапно аттестацию ра-|2001-    |Минздрав России |

   |    |бочих  мест  специалистов  сест-|2005 гг. |                |

   |    |ринского  дела в соответствии со|         |                |

   |    |стандартами их  профессиональной|         |                |

   |    |деятельности.                   |         |                |

   |----------------------------------------------------------------|

   |  3. Развитие системы профессионального образования и кадровой  |

   |              политики в области сестринского дела              |

   |----------------------------------------------------------------|

   |3.1.|Разработать методическую   доку-|2001 г.  |Минздрав России,|

   |    |ментацию по проведению  итоговой|         |ВУНМЦ       по  |

   |    |государственной  аттестации  вы-|         |непрерывному    |

   |    |пускников средних и высших меди-|         |медицинскому  и |

   |    |цинских образовательных учрежде-|         |фармацевтичес-  |

   |    |ний по  подготовке  сестринского|         |кому образованию|

   |    |персонала.                      |         |Минздрава России|

   |    |                                |         |                |

   |3.2.|Обеспечить создание учебно - ме-|2001-    |Минздрав России,|

   |    |тодической  литературы для сред-|2005 гг. |ВУНМЦ       по  |

   |    |них и высших медицинских учебных|         |непрерывному    |

   |    |заведений  по  подготовке  сест-|         |медицинскому  и |

   |    |ринского персонала.             |         |фармацевтичес-  |

   |    |                                |         |кому образованию|

   |    |                                |         |Минздрава России|

   |    |                                |         |                |

   |3.3.|Разработать программы    взаимо-|2002 г.  |Минздрав России,|

   |    |действия учебных  медицинских  и|         |ВУНМЦ       по  |

   |    |лечебно  -  профилактических уч-|         |непрерывному    |

   |    |реждений по обеспечению  практи-|         |медицинскому  и |

   |    |ческой  подготовки  сестринского|         |фармацевтичес-  |

   |    |персонала.                      |         |кому образованию|

   |    |                                |         |Минздрава России|

   |    |                                |         |                |

   |3.4.|Сформировать целевой  заказ   на|2001 г.  |Минздрав России,|

   |    |подготовку  специалистов в меди-|         |ВУНМЦ       по  |

   |    |цинских образовательных учрежде-|         |непрерывному    |

   |    |ниях   для  обеспечения  средних|         |медицинскому  и |

   |    |учебных заведений педагогически-|         |фармацевтичес-  |

   |    |ми кадрами.                     |         |кому образованию|

   |    |                                |         |Минздрава России|

   |    |                                |         |                |

   |3.5.|Разработать программы по повыше-|2001 г.  |Минздрав России,|

   |    |нию квалификации и переподготов-|         |ВУНМЦ       по  |

   |    |ке  руководителей и преподавате-|         |непрерывному    |

   |    |лей медицинских  образовательных|         |медицинскому  и |

   |    |учреждений,  осуществляющих обу-|         |фармацевтичес-  |

   |    |чение сестринского звена.       |         |кому образованию|

   |    |                                |         |Минздрава России|

   |    |                                |         |                |

   |3.6.|Сформировать банк  унифицирован-|2001 г.  |Минздрав России,|

   |    |ных  тестовых заданий для прове-|         |ВУНМЦ       по  |

   |    |дения сертификации и  аттестации|         |непрерывному    |

   |    |сестринского персонала.         |         |медицинскому  и |

   |    |                                |         |фармацевтичес-  |

   |    |                                |         |кому образованию|

   |    |                                |         |Минздрава России|

   |    |                                |         |                |

   |3.7.|Разработать рекомендации по соз-|2001 г.  |Минздрав России,|

   |    |данию в средних медицинских  об-|         |ВУНМЦ       по  |

   |    |разовательных  учреждениях служб|         |непрерывному    |

   |    |содействия в трудоустройстве вы-|         |медицинскому  и |

   |    |пускников.                      |         |фармацевтичес-  |

   |    |                                |         |кому образованию|

   |    |                                |         |Минздрава России|

   |----------------------------------------------------------------|

   |     4. Развитие научных исследований в сестринском деле.       |

   |----------------------------------------------------------------|

   |4.1.|Обеспечить реализацию  программы|2001-    |Минздрав России,|

   |    |научных  исследований по приори-|2005 гг. |ММА         им. |

   |    |тетным  направлениям  в  области|         |И.М.Сеченова    |

   |    |сестринского  дела  и прикладным|         |Минздрава России|

   |    |дисциплинам на 2001-2005 годы.  |         |                |

   |    |                                |         |                |

   |4.2.|Разработать новые и усовершенст-|2001-    |Минздрав России,|

   |    |вовать  существующие  технологии|2005 гг. |ММА         им. |

   |    |подготовки специалистов со сред-|         |И.М.Сеченова    |

   |    |ним  медицинским  и высшим меди-|         |Минздрава России|

   |    |цинским образованием  по  специ-|         |ВУНМЦ       по  |

   |    |альности "сестринское дело".    |         |непрерывному    |

   |    |                                |         |медицинскому  и |

   |    |                                |         |фармацевтичес-  |

   |    |                                |         |кому образованию|

   |    |                                |         |Минздрава России|

   |    |                                |         |                |

   |4.3.|Обеспечить регулярное проведение|2001-    |Минздрав России,|

   |    |научно - практических  конферен-|2005 гг. |ММА         им. |

   |    |ций  по  актуальным  проблемам в|         |И.М.Сеченова    |

   |    |области сестринского дела.      |         |Минздрава России|

   |----------------------------------------------------------------|

   |    5. Информационное обеспечение и управление сестринской      |

   |                          деятельностью                         |

   |----------------------------------------------------------------|

   |5.1.|Разработать и апробировать моде-|2001-    |Минздрав России,|

   |    |ли   автоматизированных  рабочих|2005 гг. |НИИ   социальной|

   |    |мест для руководителей сестринс-|         |гигиены,        |

   |    |кого звена.                     |         |экономики      и|

   |    |                                |         |управления      |

   |    |                                |         |здравоохранением|

   |    |                                |         |им.  Н.А.Семашко|

   |    |                                |         |РАМН        (по |

   |    |                                |         |согласованию)   |

   |    |                                |         |                |

   |5.2.|Усилить роль   Совета  Минздрава|2001-    |Минздрав России |

   |    |России по  сестринскому  делу  в|2005 гг. |                |

   |    |реализации  Отраслевой программы|         |                |

   |    |развития сестринского дела.     |         |                |

   |    |                                |         |                |

   |5.3.|Организовать на страницах  изда-|2001 г.  |Минздрав России |

   |    |ния  "Медицинская  газета" сест-|         |                |

   |    |ринскую рубрику.                |         |                |

   |    |                                |         |                |

   |5.4.|Создать раздел      "Медицинская|2001 г.  |Минздрав России |

   |    |сестра"  на сайте Минздрава Рос-|         |                |

   |    |сии в Интернете.                |         |                |

   |    |                                |         |                |

   |5.5.|Разработать условия для проведе-|2001 г.  |Минздрав России,|

   |    |ния конкурса на лучшую медицинс-|         |Межрегиональная |

   |    |кую сестру,  менеджера сестринс-|         |ассоциация      |

   |    |кого дела.                      |         |медицинских     |

   |    |                                |         |сестер России   |

   |    |                                |         |                |

   |5.6.|Обеспечить подготовку и проведе-|2002 г.  |Минздрав России,|

   |    |ние II-го Всероссийского  съезда|         |Межрегиональная |

   |    |специалистов сестринского дела. |         |ассоциация      |

   |    |                                |         |медицинских     |

   |    |                                |         |сестер России   |

   |----------------------------------------------------------------|

   |      6. Развитие профессиональных сестринских объединений,     |

   |                      ассоциаций и союзов.                      |

   |----------------------------------------------------------------|

   |6.1.|Разработать соглашение о сотруд-|2001 г.  |Минздрав России,|

   |    |ничестве между Минздравом России|         |Межрегиональная |

   |    |и   Межрегиональной  ассоциацией|         |ассоциация      |

   |    |медицинских сестер России в  об-|         |медицинских     |

   |    |ласти сестринского дела.        |         |сестер России   |

   |    |                                |         |                |

   |6.2.|Установить партнерские отношения|2001 г.  |Минздрав России,|

   |    |с Международным Союзом медицинс-|         |Межрегиональная |

   |    |ких  сестер  для обмена опытом в|         |ассоциация      |

   |    |области сестринского дела.      |         |медицинских     |

   |    |                                |         |сестер России   |

   |    |                                |         |                |

   |6.3.|Обеспечить взаимодействие с сот-|2001 г.  |Минздрав России |

   |    |рудничающим  с  ВОЗ  центром  по|         |                |

   |    |сестринскому делу.              |         |                |

   ------------------------------------------------------------------

 

Пояснительная записка к Отраслевой программе развития сестринского дела

в Российской Федерации

 

Основанием для  разработки  настоящей   Отраслевой   программы является  Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской  Федерации,  одобренная  постановлением   Правительства Российской  Федерации  от  5  ноября  1997 года N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию  здравоохранения  и  медицинской  науки  в Российской Федерации".

Объектом программы  является  сестринское  дело  -   важнейшая составная    часть    системы    здравоохранения,    располагающая значительными  кадровыми  ресурсами  и  реальными   потенциальными возможностями   для   удовлетворения   потребностей   населения  в доступной и приемлемой медицинской помощи.

С переходом  к  системе обязательного медицинского страхования (ОМС) возникла  потребность  в  новой  ресурсосберегающей  системе организации в здравоохранении.  В сложившейся ситуации сестринский персонал,  составляющий самую многочисленную категорию  работников здравоохранения,  и предоставляемые им услуги, рассматриваются как ценный  ресурс  здравоохранения  для  удовлетворения  потребностей населения  в  доступной  и  экономически  эффективной  медицинской помощи.

Как показывает  мировая  практика,  рациональное использование сестринских  кадров  ведет  к  значительному  улучшению  качества, доступности   и  экономичности  медицинской  помощи,  эффективному использованию  ресурсов   в   здравоохранении,   больше   внимания уделяется   профилактике   заболеваний   и   укреплению   здоровья населения,  так  как  сестринской  практике  присущи  доступность, разноплановость   деятельности,  ориентированность  на  отдельного   пациента, семью и общественные группы.

Развитие сестринского  дела  в стране сдерживается отсутствием совершенной нормативной правовой и финансовой базы, информационной поддержки,  научных  исследований  в сестринском деле.  Отмечается несовершенство системы  профессиональной  подготовки  специалистов сестринского  дела.  В  отрасли  сохраняется значительный кадровый дисбаланс между врачами  и  сестринским  персоналом,  продолжается отток  квалифицированных  сестринских  кадров из государственных и муниципальных учреждений здравоохранения,  возрастает нагрузка  на сестринский  персонал,  неудовлетворенность персонала и социальная   напряженность.

На решение  данных проблем направлена разработанная Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации.

Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению медицинских  услуг,  усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее, повышенный уровень образования  и  высшее  медицинское  образование  по специальности "сестринское дело" и составляющим самую  многочисленную  категорию работников здравоохранения.

Целью Отраслевой  программы  развития  сестринского   дела   в Российской  Федерации  является формирование условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского  персонала  в  оказании медицинской и медико-социальной помощи населению,  конкретизируя и  реализуя  ее  направления  и  положения,  связанные  со   всеми аспектами сестринского дела.

Для ее достижения  предполагается  реализация  ряда  задач,  в частности:

- совершенствование  нормативной  правовой,  организационно - методической  и  материально - технической базы для реформирования сестринского дела;

- совершенствование системы подготовки, повышения квалификации и использования сестринских кадров;

- содействие созданию условий для развития и совершенствования сестринского дела;

- совершенствование системы управления сестринской деятельностью;

- развитие новых организационных форм и технологий сестринской деятельности;

- повышение  эффективности использования кадровых и финансовых ресурсов в здравоохранении;

- обеспечение качества сестринской деятельности;

- обеспечение  развития  научных  исследований  в  сестринском деле;

- повышение профессионального и социального статуса сестринского персонала;

- обеспечение социальной защищенности сестринского персонала;

- содействие  развитию профессиональных сестринских ассоциаций и привлечение их к реформированию сестринского дела.

Приоритетными направлениями   Отраслевой   программы  развития   сестринского дела в Российской Федерации являются:

- всеобщность,   социальная   справедливость   и   доступность медицинской помощи населению;

- обеспечение эффективного управления сестринским персоналом;

- повышение уровня квалификации сестринского персонала;

- формирование   медицинской  сестры  новой  формации, высоко квалифицированного специалиста, способного к принятию решения и, в пределах своей компетенции, обладающего самостоятельностью;

- деятельность   сестринского   персонала,   направленная   на профилактику заболеваний, укрепление здоровья населения.

Отраслевая программа развития сестринского дела  в  Российской Федерации реализуется в период с 2001 по 2005 годы.

Отраслевая программа реализуется за счет средств  федерального бюджета,  а  также  внебюджетных  средств и других источников,  не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Финансирование мероприятий   в  рамках  региональных  программ развития сестринского дела  предполагается  осуществлять  за  счет средств  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации,  в  размерах, определяемых  соответствующими  решениями  органов  исполнительной власти  субъектов  Российской  Федерации,  а  также внебюджетных и других источников,  не противоречащих законодательству  Российской Федерации.

Реализация программных мероприятий позволит:

- способствовать развитию менее затратной медицинской помощи;

- совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации сестринского  персонала  для  работы в лечебно - профилактических, медико-социальных учреждениях;

- удовлетворить  спрос  населения  на  доступную и эффективную медицинскую и медико-социальную помощь;

- рациональному использованию кадровых и финансовых ресурсов;

- провести   реструктуризацию   лечебно-профилактических учреждений с привлечением сестринского персонала.

Реализация Отраслевой  программы  заложит  основу  дальнейшего развития  сестринского  дела  в  Российской Федерации,  осуществит переход  субъектов  Российской  Федерации  на   ресурсосберегающие модели   сестринской   деятельности   и  создаст  предпосылки  для улучшения  показателей  состояния   здоровья   населения,   снизит заболеваемость,  сократит  уровень  госпитализации  и длительность госпитального этапа,  в конечном итоге будет способствовать охране здоровья граждан.

Исполнителями Отраслевой программы развития сестринского  дела в   Российской  Федерации  являются  Министерство  здравоохранения Российской Федерации,  ММА им. И.М.Сеченова Минздрава России, ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России,  ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России, НИИ социальной  гигиены,  экономики  и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко РАМН  (по  согласованию),  межрегиональная  ассоциация медицинских сестер России.

Управление и  контроль  за  реализацией  Отраслевой  программы осуществляется   Минздравом   России.   Координирует   работу   по реализации  Отраслевой  программы  Совет   Минздрава   России   по сестринскому  делу.  Основные  направления  и положения Отраслевой программы ежегодно уточняются и корректируются,  исходя из хода ее выполнения и эффективности использования выделенных средств.