Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 августа 2005 г. N 6966
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ от 22 августа 2005 г. N 534
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ИНСУЛЬТА И ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ
В целях совершенствования нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Порядок оказания нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной, помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы согласно приложению N 1.
1.2. Положение об организации деятельности отделения патологии речи и нейрореабилитации в составе лечебно-профилактического учреждения согласно приложению N 2.
1.3. Положение об организации деятельности Центра патологии речи и нейрореабилитации согласно приложению N 3.
1.4. Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и другого персонала центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации согласно приложению N 4.
1.5. Примерный перечень оборудования для оснащения центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации и палат ранней нейрореабилитации согласно приложению N 5.
2. Организационно-методическое руководство по совершенствованию нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы возложить на Научно-методический центр патологии речи и нейрореабилитации Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И. Стародубова.
Министр М.Ю.ЗУРАБОВ
Приложение N 1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 534
ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИОННОЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ РАННЕЙ НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИОННОЙ, ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ С ПОСЛЕДСТВИЯМИ ИНСУЛЬТА И ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ
1. Настоящий Порядок регламентирует основные положения оказания нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной, помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы.
2. Оказание нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной, помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы начинает осуществляться в реанимационных отделениях или в палатах интенсивной терапии.
При стабилизации жизненно важных функций и выхода из коматозного состояния пациенты переводятся из реанимационного отделения или блока интенсивной терапии в неврологическое, нейрохирургическое, реабилитационное отделения, в которых при благоприятном прогнозе определяются в палаты ранней нейрореабилитации для оказания ранних нейрореабилитационных мероприятий.
Показаниями для перевода больных в палаты ранней нейрореабилитации являются: нарушения глотания, выраженные нарушения двигательных и высших психических функций, в том числе речи, с благоприятным прогнозом; ясное сознание с уровнем бодрствования, достаточным для выполнения инструкций; отсутствие выраженных психических расстройств.
3. Палаты ранней нейрореабилитации осуществляют деятельность по:
- профилактике тяжелых последствий инсульта и черепно-мозговой травмы и проведению восстановительных мероприятий больным с выраженными нарушениями двигательных и высших психических функций в максимально ранние сроки. При этом в неврологических, нейрохирургических и реабилитационных отделениях, в которых создаются палаты ранней нейрореабилитации, устанавливается дополнительная численность медицинского и другого персонала (инструктор по лечебной физкультуре, медицинский психолог и логопед);
- проведению комплексных медицинских, медико-психологических, медико-педагогических и медико-социальных мероприятий, включающих медикаментозное лечение, физиотерапию, лечебную физкультуру и массаж, систематическую работу по стабилизации функции дыхания, восстановлению глотания, нарушенных когнитивных функций (внимания, восприятия, памяти, праксиса и гнозиса). При необходимости используются приемы растормаживания речи с помощью средств невербальной коммуникации.
4. Палаты ранней нейрореабилитации комплектуются оборудованием в соответствии с примерным перечнем, предусмотренным приложением N 5.
5. При наличии реабилитационного отделения в составе лечебно-профилактического учреждения больные переводятся из неврологического, нейрохирургического отделений в палаты нейрореабилитации этого отделения.
6. Больные со стойкими нарушениями речи и других высших психических функций, нарушениями опорно-двигательного аппарата из вышеуказанных отделений могут быть направлены в отделения Центра патологии речи и нейрореабилитации: стационар на дому, стационар с круглосуточным пребыванием, дневной стационар.
7. В амбулаторно-поликлинических условиях нейрореабилитация осуществляется по показаниям в специализированных кабинетах территориальных поликлиник, поликлиник восстановительного лечения, психоневрологических диспансерах, врачебно-физкультурных диспансерах по месту жительства.
8. Больные с хорошим восстановлением функций после проведения лечения и нейрореабилитации на других этапах заболевания для закрепления положительных результатов могут быть направлены в санаторий, далее проводится динамическое наблюдение пациентов врачом-неврологом территориальной поликлиники.
Приложение N 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 534Б.зЮ
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ ПАТОЛОГИИ РЕЧИ И НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ В СОСТАВЕ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности отделения патологии речи и нейрореабилитации в составе лечебно-профилактического учреждения.
2. Отделение патологии речи и нейрореабилитации (далее - Отделение) создается на базе лечебно-профилактического учреждения: республиканской (краевой, окружной, областной) или другой многопрофильной больницы и является его структурным подразделением.
3. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем лечебно-профилактического учреждения, в структуре которого создано Отделение.
4. Структура и штатная численность медицинского и другого персонала Отделения утверждается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в составе которого оно создается.
5. Отделение осуществляет следующие функции:
- проведение интенсивных комплексных медицинских, медико-психологических, медико-педагогических, медико-социальных мероприятий в целях достижения стабилизации состояния больного и положительной динамики восстановления двигательных, высших психических функций, в том числе речи, развитию и закреплению навыков самообслуживания, профилактики тяжелых осложнений последствий инсульта и черепно-мозговой травмы;
- обеспечение курсового комплексного (междисциплинарного) восстановительного лечения (фармако-, физио-, рефлексотерапия, индивидуальные и групповые логопедические занятия, психотерапия, лечебная физкультура и массаж), социально-бытовой и социально-трудовой реабилитации;
- внедрение в практику современных лечебно-диагностических технологий на основе последних научно-технических достижений, а также передового опыта аналогичных учреждений, в том числе в области информатизации.
6. В случае отсутствия в субъекте Российской Федерации Центра патологии речи и нейрореабилитации на Отделение могут быть возложены функции указанного Центра.
7. Отделение ведет необходимую учетную и отчетную документацию и представляет отчет о деятельности в установленном порядке.
8. Отделение комплектуется оборудованием в соответствии с примерным перечнем, предусмотренным приложением N 5.
Приложение N 3 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 534
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ПАТОЛОГИИ РЕЧИ И НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ
1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности Центра патологии речи и нейрореабилитации.
2. Центр патологии речи и нейрореабилитации (далее - Центр) создается органом управления здравоохранением как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение или на базе республиканской (краевой, окружной, областной) больницы и является ее структурным подразделением.
3. Создание Центров, их число и мощность определяется с учетом особенностей и потребностей субъектов Российской Федерации.
4. Центр возглавляет руководитель (директор, главный врач), который назначается на должность и освобождается от должности органом управления здравоохранением или руководителем лечебно-профилактического учреждения, в структуре которого создается Центр.
5. Структура и штаты медицинского и другого персонала Центра устанавливаются его руководителем в соответствии со штатными нормативами.
6. При организации Центра в составе лечебно-профилактического учреждения структура и штаты медицинского и другого персонала Центра определяются руководителем лечебно-профилактического учреждения в зависимости от конкретных условий и потребности обеспечения деятельности Центра.
7. Центр осуществляет следующие функции:
- оказание комплексной диагностической помощи больным (детям, подросткам и взрослым) с нарушениями высших психических функций, в том числе речи, нарушениями коммуникации и общения, с сопутствующими двигательными, соматическими, неврологическими и психическими расстройствами, возникшими в результате перенесенного инсульта и черепно-мозговой травмы, а также медицинской, медико-психологической, медико-педагогической, медико-социальной нейрореабилитационной помощи;
- определение оптимальных объемов медицинских, медико-психологических и медико-педагогических мероприятий;
- составление и обеспечение программ курсового комплексного (междисциплинарного) восстановительного лечения (фармако-, физио-, рефлексотерапия, индивидуальных и групповых логопедических занятий, психотерапия, лечебная физкультура и массаж), социально-бытовой и социально-трудовой реабилитации;
- апробация и внедрение в практику современных методов диагностического обследования нарушенных функций больного, в том числе медицинских, медико-психологических, медико-педагогических, медико-социальных аспектов нейрореабилитации, медицинских технологий лечения и нейрореабилитации, а также диагностической и лечебной аппаратуры;
- осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;
- организация диспансерного наблюдения за больными, прошедшими нейрореабилитацию;
- обеспечение организационно-методического руководства специализированной нейрореабилитационной, нейропсихологической и логопедической службами в регионах с целью проведения эпидемиологических исследований и обеспечения поэтапного восстановительного лечения больных;
- осуществление статистического мониторинга и анализа результатов лечения и нейрореабилитации пострадавших во время военных действий, террористических актов, катастроф, насилия;
- формирование банка данных о больных, нуждающихся в лечении и организации поэтапной нейрореабилитации;
- проведение работ по повышению профессиональной подготовки специалистов по вопросам нейрореабилитации;
- ведение учетной и отчетной медицинской документации и представление отчета о деятельности Центра в установленном порядке;
- разработка методических рекомендаций, дидактических пособий, учебных аудио-, кино- и видеопрограмм.
8. Лечение и нейрореабилитация больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы в Центре осуществляется на основании заключения комиссии по отбору больных, создаваемой в Центре и возглавляемой главным врачом. В состав комиссии входят заместители главного врача, заведующие отделений, ведущие специалисты Центра.
9. Комиссия по отбору больных оценивает состояние больного и с учетом показаний и противопоказаний направляет его в одно из отделений Центра или дает рекомендации по его нейрореабилитации в других медицинских учреждениях специализированной нейрореабилитационной, нейропсихологической и логопедической служб (кабинеты в поликлиниках по месту жительства, врачебно-физкультурных диспансерах, психоневрологических диспансерах, поликлиниках восстановительного лечения, санаториях).
10. Центр оснащается оборудованием в соответствии с примерным перечнем, предусмотренным приложением N 5.
11. Рекомендуемая структура Центра:
- консультативно-диагностическое отделение;
- отделение функциональной диагностики;
- стационар с круглосуточным пребыванием больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы;
- стационар на дому для больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы;
- дневной стационар для больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы;
- дневной стационар для больных с нарушениями общения и коммуникаций (логоневроз);
- амбулаторно-стационарный комплекс для детей и подростков:
- консультативно-диагностическое отделение;
- дневной стационар;
- стационар с круглосуточным пребыванием;
- фониатрическое отделение;
- отделение ЛФК и массажа;
- отделение по восстановлению бытовых и трудовых навыков;
- отделение клинической психологии;
- физиотерапевтическое отделение;
- организационно-методический отдел.
Приложение N 4 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 534
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ МЕДИЦИНСКОГО И ДРУГОГО ПЕРСОНАЛА ЦЕНТРОВ (ОТДЕЛЕНИЙ) ПАТОЛОГИИ РЕЧИ И НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ
I. Врачебный персонал:
Врач-невролог из расчета 1 должность на 20
коек
Врач-психотерапевт из расчета 1 должность на 15
коек
Врач-физиотерапевт из расчета 1 должность в
учреждении (отделении)
Врач-психиатр из расчета 1 должность на 25
коек
Врач-терапевт из расчета 1 должность на 40
коек
Врач по лечебной физкультуре в зависимости от объема работы
Врач-рефлексотерапевт в зависимости от объема работы
Врач функциональной диагностики в зависимости от объема работы
Врач-отоларинголог в зависимости от объема работы
При наличии детского отделения:
Врач-педиатр из расчета 1 должность на 20
коек
Заведующий отделением в отделении на 40 коек вместо
0,5 ставки врача
в отделении
на 40 и более коек -
сверх должностей врачей
II. Средний медицинский персонал
Медицинская сестра палатная из расчета 1 круглосуточный
пост на 20 коек
Медицинская сестра процедурной из расчета 1 должность на
отделение (дневной стационар)
Инструктор по лечебной из расчета 1 должность на 12
физкультуре коек
Медицинская сестра по массажу из расчета 1 должность на 12
коек
Инструктор по трудовой терапии из расчета 1 должность на 30
коек
Старшая медицинская сестра соответственно должностям
заведующих отделениями
III. Младший медицинский персонал
Младшая медицинская сестра из расчета 1 круглосуточный
по уходу за больными, пост на 25 коек
санитарка
Санитарка (буфетчица) из расчета 1 должность на 25
коек
Санитарка (ваннщица) в отделениях до 20 коек -
1 должность,
в отделениях свыше
20 коек - 2 должности
Сестра-хозяйка из расчета 1 должность на
1 отделение
IV. Другой персонал
Медицинский психолог из расчета 1 должность на 20
коек
Инструктор-методист по лечебной в зависимости от объема работы
физкультуре
Инструктор по труду в зависимости от объема работы
для взрослых пациентов:
Логопед (дефектолог) - при индивидуальной работе с
больным - 1,5 посещения в час
- при работе с больным на дому
- 1 посещение в час
- при проведении групповых
логопедических занятий - 8 - 10
посещений в 1,5 часа
для детей:
- при индивидуальной работе -
1,5 посещения в час
- при индивидуальной работе при
легких нарушениях речи - 4
посещения в час
- при проведении групповых
занятий 5 - 8 посещений в час в
зависимости от тяжести нарушений
Музыкальный руководитель из расчета 1 должность в
учреждении (отделении)
Социальный работник из расчета 1 должность на 20
коек
Младший воспитатель в зависимости от объема работы
Оператор ЭВМ 1 должность на учреждение
(отделение)
Приложение N 5 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 534
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ЦЕНТРОВ (ОТДЕЛЕНИЙ) ПАТОЛОГИИ РЕЧИ И НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ И ПАЛАТ РАННЕЙ НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ
1. Примерный перечень оборудования для оснащения центров патологии речи и нейрореабилитации (для детских центров - с учетом специфики детского возраста)
N
п/п Наименование оборудования Минимально
необходимое
количество
Оборудование для отделения функциональной диагностики
1. Энцефалограф многоканальный с картированием 2
2. Электрокардиограф 1
3. Аппарат для ультразвуковой диагностики 1
4. Аппарат для ультразвуковой диагностики
сосудов (допплерография, дуплексное
сканирование) 1
5. Реоэнцефалограф 1
6. Электромиограф с программой исследования
вызванных потенциалов 1
7. Комплекс для транскорниальной магнитной
стимуляции 1
8. Аппараты для мониторинга артериального
давления 5
9. Компьютерный томограф 1
Оборудование для отделения лечебной физкультуры и массажа
1. Стол для кинезотерапии и массажа 3
2. Маты напольные 3
3. Гимнастические снаряды и устройства (мячи
разного размера, веса, фактуры,
гимнастические палки, булавы, гантели,
ортезы)
4. "Шведская стенка" 1
5. Параллельные брусья и ступеньки для обучения
ходьбе
6. Тренажеры для восстановления движений в
конечностях (степперы, тредбаны,
велотренажеры) 5
7. Психофизиологические комплексы для тренинга
с биологически обратной связью, в том числе
компьютерная стабилометрия 3
8. Программно-аппаратный комплекс анализа
движений "Биомеханика" 1
9. Рефлекторно-нагрузочные устройства типа
"Гравистат" 15
Оборудование для физиотерапевтического отделения
1. Аппараты для гальванизации 2
2. Парафинонагреватели для озокерито-,
парафинолечения 1
3. Комплекс для гидротерапии 2
4. Аппарат типа "Амплипульс" 1
5. Аппарат ультразвуковой терапии 1
6. Аппарат для лазеротерапии 1
7. Аппарат типа "Миоритм" 1
8. Аппарат типа "Искра" 1
Оборудование для логопедического кабинета
1. Магнитофон 1
2. Диктофон 1
3. Метроном 1
4. Зеркала 2
5. Персональные компьютеры с программами
восстановления высших психических функций, в
том числе речи 1
6. Тонометр 1
7. Набор логопедических зондов и шпателей 1
8. Видеомагнитофон 1
9. Видеокамера 1
10. Оборудование для проведения музыкальных
занятий (пианелла, караоке, музыкальные
инструменты и пр.)
Методические пособия
1. Схемы нейропсихологического обследования
высших психических функций, альбомы для
диагностики
2. Наглядно-дидактический материал - наборы
специальных таблиц, текстов, обучающих игр
3. Учебно-методическая литература для
пациентов - сборники упражнений, книги для
чтения, рабочие тетради
Оборудование для кабинетов социально-бытовой, трудовой
реабилитации
1. Специализированные стенды для социально-
бытовой реабилитации
2. Предметы бытового обихода для больных с
нарушениями двигательных функций
3. Приспособления и инструменты для выработки
навыков трудовой деятельности
4. Специальные пособия и материалы для
восстановления мелких целенаправленных
движений рук
5. Наборы приспособлений и оборудования для
проведения арттерапии (конструкторы, пазлы и
пр.)
6. Персональные компьютеры с игровыми программами 2
Оборудование для фониатрического отделения
1. Многофункциональное рабочее место фониатра-
отоларинголога, укомплектованное для
диагностики и лечения с ларингоскопическим
набором 1
компл.
2. Оборудование для аудиометрии 1
компл.
3. Видеоларингостробоскоп 1
4. Комплекс нейромышечной электрофонопедической
стимуляции для диагностики, лечения и
профилактики нарушений глотания, речи и
голоса - вокаСТИМ 1
5. Персональные компьютеры с программами для
восстановления голоса
6. Магнитофон 1
7. Диктофон 1
8. Видеомагнитофон 1
9. Видеокамера 1
2. Примерный перечень оборудования для оснащения отделений патологии речи и нейрореабилитации, палат ранней нейрореабилитации (для детских отделений - с учетом специфики детского возраста)
N
п/п Наименование оборудования Минимально
необходимое
количество
1. Функциональные кровати 10
2. Прикроватные функциональные кресла 10
3. Столы для кинезотерапии, массажа 3
4. "Шведская стенка" 1
5. Набор ступенек для обучения ходьбе 1
6. Ортезы 5
7. Программно-аппаратный комплекс анализа
движений "Биомеханика" 1
8. Психофизиологический комплекс для тренинга с
биологически-обратной связью 1
Физиотерапевтическое оборудование
1. Парафинонагреватель для теплолечения 1
2. Приборы для гальванизации 2
3. Аппарат "Амплипульс" 1
4. Аппарат "Искра" 1
5. Аппарат ультразвуковой терапии 1
6. Аппарат типа "Миоритм" 1
7. Аппараты для лазерной терапии 1
Оборудование для кабинетов социально-бытовой, трудовой
реабилитации
1. Специализированные стенды для социально-
бытовой реабилитации
2. Предметы бытового обихода для больных с
нарушениями двигательных функций
3. Приспособления и инструменты для выработки
навыков трудовой деятельности
4. Специальные пособия и материалы для
восстановления мелких целенаправленных
движений рук
5. Наборы приспособлений и оборудования для
проведения арттерапии (конструкторы, пазлы и
пр.)
6. Персональные компьютеры с игровыми программами 2
Оборудование для логопедического кабинета
1. Магнитофон кассетный 1
2. Диктофон 1
3. Метроном 1
4. Зеркала 2
5. Персональные компьютеры с программами
восстановления высших психических функций,
в том числе речи 1
6. Тонометр 1
7. Набор логопедических зондов и шпателей 1
8. Видеомагнитофон 1
9. Оборудование для проведения музыкальных
занятий (пианелла, караоке, музыкальные
инструменты и пр.)
Методические пособия
1. Схемы нейропсихологического обследования
высших психических функций, альбомы
2. Наглядно-дидактический материал - наборы
специальных таблиц, текстов, обучающих игр
3. Учебно-методическая литература для пациентов
- сборники упражнений, книги для чтения,
рабочие тетради
|