АфазияАфазия - расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Эти нарушения отличны от шепелявости, заикания, акцента и т.п.
Симптомы и течение: Различают два основных расстройства - сенсорную (нарушение понимания речи) и моторную (нарушение устной речи, выговаривания слов). При сенсорной афазии больной не понимает обращенных к нему слов, не понимает и не выполняет просьб, простых инструкций (открыть глаза, поднять руку) или делает все наоборот. При моторной афазии больной все понимает, но сказать ничего не может, или у него получается "словесная окрошка". Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.
Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации. Характерен 'телеграфный стиль' речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается. Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией). Распознавание: Афатические расстройства возникают при нарушении мозгового кровообращения (инсульте), опухолях, абсцессах, травмах головного мозга. Поставить диагноз может только врач, но заподозрить нарушения речи может каждый, отметив при общении необычное поведение или речь. Лечение: При остро или медленно, прогрессивно нарастающих в течение суток афатических расстройствах больной должен быть в обязательном порядке госпитализирован. Прогноз зависит от стадии и характера заболевания. Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости - хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК, механотерапию, физиотерапию, массаж). Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии, структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения. При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом. При эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов; при афферентной моторной афазии - дифференциация кинестетических признаков фонем. При акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи; при акустико-мнестической - над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти. Организация обучения при амнестико-семантической афазии направлена на преодоление импрессивного аграмматизма; при динамической афазии - на преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляцию речевой активности. Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года. Никакая информация, размещенная на этой или любой другой странице нашего сайта, не может служить заменой личного обращения к специалисту. Информация не должна использоваться для самолечения и приведена только для ознакомления. |