МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
16 октября 2006 г.
N 713
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРИНЦИПОВ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (ЕИС)
В соответствии с планом мероприятий по реализации
Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных
органов государственной власти до 2010 года, утвержденного распоряжением Правительства
Российской Федерации от 27 сентября 2004 года N 1244-р и с целью координации
работ приказываю:
1. Утвердить прилагаемые принципы создания единой
информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития (ЕИС)
(далее - принципы).
2. Рекомендовать руководителям федеральных служб,
федеральных агентств, находящихся в ведении Минздравсоцразвития России,
государственных внебюджетных фондов, деятельность которых координирует
Минздравсоцразвития России, использовать принципы при создании, развитии и
применении информационных систем, ресурсов и технологий.
Министр
М.ЗУРАБОВ
УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом
Минздравсоцразвития России
от 16 октября 2006 г. N 713
ПРИНЦИПЫ
СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (ЕИС)
1. Введение
Настоящий документ разработан с целью определения
принципов создания единой информационной системы в сфере здравоохранения и
социального развития и координации работ по информатизации, проводимых
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Единая информационная система в сфере
здравоохранения и социального развития (далее - ЕИС) - это автоматизированная
система, направленная на информационную поддержку реализации функций
Минздравсоцразвития России, федеральных служб, федеральных агентств,
находящихся в ведении Минздравсоцразвития России, государственных внебюджетных
фондов, деятельность которых координирует Минздравсоцразвития России.
ЕИС обеспечивает функции сбора, хранения,
обработки, передачи и использования информации в сферах здравоохранения,
социального развития, труда и занятости в Российской Федерации и предназначена
для решения следующих задач:
- информационное обеспечение принятия
управленческих решений в обеспечение эффективной деятельности Минздравсоцразвития
России, подведомственных ему агентств, служб, координируемых государственных
внебюджетных фондов, а также предприятий различных форм собственности и
общественных объединений, действующих в сфере здравоохранения и социального
развития;
- повышение эффективности обслуживания граждан и
организаций;
- обеспечение информационной открытости
деятельности Минздравсоцразвития России и подведомственных ему организаций;
- повышение эффективности межведомственного
взаимодействия.
Документ определяет цели, задачи, принципы
построения и развития ЕИС.
2. Предпосылки создания ЕИС
2.1. Современное представление о роли
информационных технологий.
В настоящее время в Российской Федерации
проводится широкий комплекс социально значимых реформ. Активно осуществляются
административная реформа, реформы образования, здравоохранения и др. Особое
значение придается вопросам развития в Российской Федерации информационных
технологий - информатизации органов государственной власти и созданию в
Российской Федерации основ "электронного правительства".
В целях развития информационных технологий в
стране принята и реализуется Федеральная целевая программа "Электронная
Россия 2002-2010 годы". Программа призвана создать условия, которые
позволят Российской Федерации достичь высокого уровня проникновения
информационных и коммуникационных технологий во все области жизни, включая
государственное управление и общественную деятельность. Выполнение заложенных в
Программе мер предусматривает повышение эффективности государственного управления,
увеличение конкурентоспособности экономики и уровня развития общества.
Активно идет работа по внедрению
инфокоммуникационных технологий и принципов информационного взаимодействия в
практику органов государственной власти. С этой целью Правительством Российской
Федерации принята "Концепция использования информационных технологий в
деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года".
Все это требует повышенного внимания органов
государственного управления к проблемам создания и развития информационного
обеспечения, эксплуатации и поддержки информационных ресурсов по вопросам,
относящимся к их сферам деятельности, организации информационного
межведомственного взаимодействия, предоставления гражданам и организациям
государственных услуг, совершенствования и развития использующихся в органах
государственной власти информационных систем, организации их взаимодействия и
создания новых.
2.2. Предыдущие разработки и их недостатки.
В настоящее время в сфере деятельности
Минздравсоцразвития России используются различные информационные системы и базы
данных, содержащие значительные объемы информации по вопросам здравоохранения,
социального развития, труда, занятости, сбор которой осуществляется
организациями, подведомственными Минздравсоцразвития России. Накоплен
значительный опыт внедрения и поддержки этих систем. Наличие различий в
информационных системах обусловлено различием в подходах к их созданию и
сопровождению.
Созданные ранее информационные системы носят
преимущественно узконаправленный характер, ориентированный на обеспечение
конкретных функций и задач. Их развитие в процессе эксплуатации дало не только
ощутимые результаты, но и породило серьезные проблемы. Построенные по принципу
снизу-вверх, путем непрерывного наращивания и увязки старых и новых технологий,
существующие информационные системы скорее представляют собой комплекс
автоматизированных рабочих мест, чем единую информационную среду.
Организационно-технологические решения, реализуемые программными средствами,
жестко привязаны к существовавшей на момент создания систем организационной
структуре Министерства и подведомственных организаций.
В частности, следует отметить следующие проблемы:
- существующие информационные системы частично
перекрывают друг друга по реализуемым функциям, слабо связаны структурно,
поддерживают разные форматы данных и не могут быть интегрированы в одну систему
без существенных переработок;
- отсутствует единая инфраструктура сбора,
хранения, обработки, передачи и использования информации в сфере здравоохранения,
социального развития, труда, занятости;
- существующие информационные системы не
рассчитаны на работу в едином информационном пространстве, а используемые
технологии передачи данных не способны обеспечить актуализацию данных в
необходимом масштабе времени;
- отсутствуют единые информационные ресурсы,
содержащие взаимоувязанные сведения об объектах и субъектах учета в сферах
здравоохранения, социального развития, труда, занятости;
- отсутствует возможность соотнесения,
сопоставления и анализа данных из различных информационных систем для получения
полной, достоверной и актуальной информации о состоянии сферы здравоохранения,
социального развития, труда, занятости;
- существует высокий уровень дублирования
информации вследствие недоступности данных из различных информационных систем
друг для друга;
- ряд систем устарели морально и физически как с
точки зрения программного обеспечения, так и аппаратных средств;
- отсутствует единая нормативно-правовая,
организационная и методическая база функционирования и использования
информационных систем.
Устранение этих недостатков не может быть
осуществлено простой корректировкой существующих информационных систем и (или)
обеспечением их взаимодействия между собой.
2.3. Роль и место ЕИС.
Единая информационная система Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации должна стать
системой нового поколения, позволяющей организовать обеспечение полной,
достоверной и актуальной информацией о состоянии дел в области здравоохранения
и социального развития, и предоставить возможности для оперативной обработки и
анализа указанной информации, а также ее эффективного использования для
выполнения возложенных на Министерство функций и задач.
Мировой опыт создания и развития информационных
систем в органах государственной власти подтверждает необходимость создания
комплексных информационных систем, содержащих полную, достоверную и актуальную
информацию о социальном и экономическом развитии государства, для эффективного
выполнения органами власти возложенных на них функций и задач. В ходе создания
и развития подобных систем особенно важной становится задача накопления и
эффективного использования данных в интересах граждан и организаций путем
оказания услуг населению и организациям на базе сервисно-ориентированной
интегрированной информационной системы.
3. Цели создания ЕИС и решаемые задачи
3.1. Цели создания ЕИС.
Единая информационная система Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации создается в целях:
- повышения эффективности деятельности
Минздравсоцразвития России в части реализации Министерством и подведомственными
организациями функций и задач в их сферах ответственности, улучшения качества
подготовки и принятия решений;
- совершенствования процессов взаимодействия и
координации Минздравсоцразвития России, подведомственных ему организаций, а
также органов государственной власти;
- создания условий для стабильного устойчивого
развития в сферах здравоохранения, социального развития, труда, занятости, на
основе полной, достоверной и актуальной информации о состоянии дел и динамике
изменения показателей деятельности Минздравсоцразвития России и
подведомственных ему организаций;
- создания и развития механизмов мониторинга и
прогнозирования изменений показателей в сферах здравоохранения, социального
развития, труда, занятости;
- создания основы для повышения эффективности
социальной помощи, ее адресности, снижения количества необоснованных выплат,
улучшения обслуживания граждан в области занятости и социальной защиты
населения;
- совершенствования процессов лицензирования видов
деятельности в соответствии с компетенцией подведомственных Минздравсоцразвития
России органов исполнительной власти;
- повышения эффективности выполнения Министерством
здравоохранения и социального развития России и подведомственными ему органами
исполнительной власти правоустанавливающих, правоприменительных и
контрольно-надзорных функций;
- создания условий повышения качества, полноты и
эффективности оказания услуг населению и организациям.
3.2. Задачи ЕИС.
Для достижения этих целей необходимо решить
следующие задачи:
- проанализировать и обобщить российский и мировой
опыт создания информационных систем в органах государственной власти и
разработать концепцию, предусматривающую интеграцию ЕИС в общегосударственную
систему информационного взаимодействия органов государственной власти;
- разработать и осуществить комплекс
организационных, нормативных, методических и технических мер по созданию,
поддержке, эксплуатации, сопровождению и развитию ЕИС в полном соответствии с
функциями и задачами, возложенными на Министерство;
- разработать и внедрить комплекс стандартов и
средств взаимодействия ЕИС для обеспечения межведомственного взаимодействия с
другими информационными системами, в соответствии с установленными регламентами
и процедурами;
- разработать нормативно-правовое, регламентное и
методическое обеспечение по созданию, эксплуатации, сопровождению и развитию
ЕИС;
- создать необходимую инфраструктуру для
обеспечения функционирования ЕИС.
4. Принципы создания и развития ЕИС
Создание ЕИС Минздравсоцразвития России
осуществляется в соответствии со следующими основными группами принципов:
- функциональными;
- нормативно-методологическими;
- организационными;
- технологическими.
4.1. Функциональные принципы.
Создание и использование ЕИС должно быть подчинено
решению задач:
- по поддержке реализации функций Министерства и
подведомственных организаций как единой организационной структуры, обеспечивая
концептуальное единство ее частей и компонентов, включающих в себя
информационные ресурсы систем и баз данных, на основе единых методических,
технологических принципов и общей нормативной правовой базы;
- по использованию существующих информационных
систем в качестве информационных ресурсов ЕИС, при условии соответствия уровня
сервиса, полноты, актуальности и оперативности существующих систем и баз данных
требованиям качества поддержки реализации функций Министерства и
подведомственных организаций как единой организационной структуры;
- по обеспечению взаимодействия ЕИС с другими
информационными системами, в рамках межведомственного и международного
информационного взаимодействия на основе соответствующих нормативных правовых
актов и регламентов;
- по развитию сервисов и информационных ресурсов
ЕИС на основе оценки социально-экономического эффекта от их создания и
внедрения.
4.2. Нормативно-методологические принципы.
Функционирование ЕИС должно быть основано на
едином комплексе мер нормативного, организационного, методического,
регламентного и технологического характера.
Организация взаимодействия и информационного
обмена внутри ЕИС и с другими информационными системами должно обеспечиваться
на базе единых методических, технологических принципов и стандартов.
Создание ЕИС должно быть основано на существующей
в настоящее время нормативной правовой и методологической базе в области
построения и использования информационных систем органов государственной власти
Российской Федерации.
Создание и развитие ЕИС должно осуществляться с
учетом сохранения в максимально возможной степени сделанных финансовых затрат в
существующие информационные системы и базы данных.
4.3. Организационные принципы.
Владельцы информационных ресурсов, объединяемые в
ЕИС, несут ответственность за достоверность, полноту и актуальность
предоставленных в этих информационных системах сведений.
Организация процессов наполнения и актуализации
сведений в информационных системах осуществляется на основе существующих и
разрабатываемых методических указаний и регламентов.
Координация работ по созданию и развитию ЕИС
осуществляется Минздравсоцразвития России, а руководство созданием и развитием
компонентов ЕИС, касающихся отдельных информационных ресурсов осуществляется
владельцами информационных ресурсов.
Руководство эксплуатацией, сопровождением,
формированием информационных ресурсов, их регулярным информационным наполнением
и актуализацией в рамках ЕИС, осуществляется владельцами информационных
ресурсов в соответствии с установленными регламентами.
Для организации работ по созданию, эксплуатации,
сопровождению и развитию ЕИС должен быть создан единый центр управления в
Минздравсоцразвитии России, в котором будет производиться согласование всех
возникающих технических вопросов, проводится обучение специалистов, оказывается
техническая и организационная поддержка, вырабатываются единые алгоритмы
устранения неисправностей.
Полномочия, права, обязанности и ответственность
владельцев информационных ресурсов при создании, эксплуатации, сопровождении и
развитии ЕИС определяются существующими и, при необходимости, разрабатываемыми
нормативными правовыми актами.
Состав пользователей ЕИС и соответствующие
регламенты доступа к информационным ресурсам ЕИС, а также порядок
предоставления информационных услуг на их основе, определяются соответствующими
нормативными правовыми актами.
4.4. Технологические принципы.
ЕИС должна создаваться как территориально
распределенная трехуровневая информационная система, функционирующая на
федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
ЕИС по своим функциональным задачам и принципам
построения должна являться аналогом корпоративных систем в применении к
функциям государственного управления и соответствовать текущим и перспективным
целям и функциональным задачам Министерства.
ЕИС должна строиться в виде компонентной
структуры, что обеспечит относительно простое, без коренных структурных
изменений, развитие и создание новых информационных ресурсов ЕИС в соответствии
с функциями и задачами Министерства.
ЕИС должна обеспечивать технологические
возможности информационного взаимодействия ЕИС с информационными системами
других органов государственной власти в Российской Федерации и при
необходимости с международными информационными системами.
ЕИС должна обеспечивать защиту информации в рамках
ЕИС в соответствии с положениями нормативной правовой базы и требованиями к
обеспечению информационной безопасности.
Создание и развитие ЕИС должно быть основано на
использовании комплекса государственных, международных и стандартов де-факто в
области информационных технологий.
В рамках ЕИС должно проводиться формирование
стандартов и типовых решений по созданию новых информационных ресурсов
Министерства.
ЕИС должна предоставлять возможность доступа к
информационным ресурсам для всех потенциальных групп пользователей в
соответствии с потребностями, задачами и полномочиями этих групп пользователей.
ЕИС должна обеспечивать исключение дублирования,
противоречивости и невозможности сопоставления сведений всех информационных
ресурсов, включенных в ЕИС.
ЕИС должна строиться с учетом содержания и
направленности информационных потоков Министерства.
При создании ЕИС должны использоваться единые
справочники и классификаторы, согласованные со всеми заинтересованными
организациями, при этом обновление справочников и классификаторов должно
производиться централизованно.
5. Программа действий
Для создания, эксплуатации, сопровождения и
развития ЕИС необходимо сформировать комплекс мероприятий по разработке
нормативных, концептуальных, организационных, регламентных, технологических
решений и мер, направленных на обеспечение реализации функций
Минздравсоцразвития России, подведомственных ему агентств, служб, организаций,
территориальных органов, фондов, а также общественных объединений.
В соответствии с целями, задачами и принципами
создания и развития ЕИС Минздравсоцразвития России выделены следующие основные
комплексы мероприятий:
- нормативного правового обеспечения;
- концептуального создания и развития ЕИС;
- по повышению эффективности деятельности
Министерства;
- по повышению эффективности обслуживания граждан
и организаций;
- по повышению информационной открытости;
- по повышению информационной безопасности;
- по развитию информационно-телекоммуникационной
инфраструктуры.
6. Нормативно-правовая основа ЕИС
Создание ЕИС должно основываться на следующих
нормативно-правовых актах:
- Федеральный закон от 19 декабря 2005 года N 160
"О ратификации конвенции совета Европы о защите физических лиц при
автоматизированной обработке персональных данных".
- Федеральный закон от 10 января 2002 года N 1-ФЗ
"Об электронной цифровой подписи".
- Федеральный закон от 4 июля 1996 года N 85-ФЗ
"Об участии в международном информационном обмене".
- Федеральный закон от 20 февраля 1995 года N
24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".
- Закон от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О
государственной тайне".
- Указ Президента Российской Федерации от 12 мая
2004 года N 611 "О мерах по обеспечению информационной безопасности
Российской Федерации в сфере международного информационного обмена".
- Указ Президента Российской Федерации от 20
января 1994 года N 170 "Об основах государственной политики в сфере
информатизации".
- Указ Президента Российской Федерации от 21
февраля 1994 года N 361 "О совершенствовании деятельности в области
информатизации органов государственной власти Российской Федерации".
- Концепция формирования и развития единого
информационного пространства России и соответствующих государственных
информационных ресурсов, одобренная решением Президента Российской Федерации от
23 ноября 1995 года, N Пр-1694.
- Постановление Правительства Российской Федерации
от 12 февраля 2003 года N 98 "Об обеспечении доступа к информации о
деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов
исполнительной власти".
Основанием для разработки ЕИС являются также
другие федеральные законы и иные нормативные акты, регламентирующие создание,
развитие и взаимодействие информационных систем в органах государственной
власти.
При создании ЕИС необходимо совершенствование
нормативной правовой базы, связанной:
- с составом, статусом и функционированием баз
данных, существующих в сфере деятельности Минздравсоцразвития России;
- с полномочиями, правами, обязанностями и
ответственностью владельцев информационных ресурсов в рамках создания,
эксплуатации, сопровождения и развития ЕИС;
- с объемом полномочий, обязанностей и
ответственности пользователей ЕИС;
- защитой данных, представленных в ЕИС;
- сбором, хранением, обработкой, передачей и
использованием информации, представленной в ЕИС.
Создание и развитие ЕИС потребует принятия
комплекса стандартов информационного взаимодействия в рамках ЕИС. Объектами
стандартизации должны стать:
- средства телекоммуникации;
- информационные ресурсы;
- процедуры и технологии взаимодействия;
- средства и технологии протоколирования и
контроля информационного взаимодействия.
В основе комплекса стандартов должны быть
государственные стандарты и нормативные документы, направленные на унификацию
методологических, процедурных, общесистемных требований, регламентирующих общие
требования надежности, безопасности, совместимости информационных систем
отечественного и иностранного производства. Кроме того, при разработке
указанных стандартов необходимо учитывать существующую в Российской Федерации
нормативно-правовую базу, в частности, в области международного информационного
взаимодействия.
7. Социально-экономический эффект
от реализации ЕИС
Социально-экономический эффект от создания системы
найдет свое отражение:
- в снижении социальной напряженности в обществе
за счет более полного информирования граждан и общественных объединений о
состоянии сфер здравоохранения, социального развития, труда, занятости,
повышения эффективности деятельности Минздравсоцразвития России и
подведомственных ему организаций;
- в обеспечении существенного повышения качества,
оперативности и обоснованности принятия решений в рамках Минздравсоцразвития
России;
- в повышении качества управления государственной
собственностью в сферах здравоохранения и социального развития, труда,
занятости;
- в повышении эффективности расходов бюджетных
средств на реализацию программ реформирования и развития в сферах
здравоохранения, социального развития, труда, занятости за счет увеличения
координирующей деятельности Минздравсоцразвития России;
- в сокращении потерь бюджетных средств в
результате необоснованных выплат за счет повышения обоснованности и адресности
выплат в рамках социальной поддержки граждан;
- в повышении качества социального обслуживания,
работы органов социальной защиты и увеличении охвата всеми видами социального
обслуживания нуждающихся категорий граждан;
- в повышении эффективности контроля и надзора в
сферах труда, занятости, здравоохранения и социального развития;
- в совершенствовании процедур и механизмов
организации альтернативной гражданской службы;
- в обеспечении эффективной системы реализации
услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой
миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;
- в повышении эффективности мер в области
санитарно-эпидемиологического контроля.
В целом, ЕИС должна создать нормативную, методологическую,
информационно-аналитическую и управленческую основу для повышения качества
социально-экономических и политических решений, реализуемых Министерством
здравоохранения и социального развития Российской Федерации.